Что меня более всего поражает в данном разделе Торы, изобилующем деталями, посвященном в основном юридическим и техническим подробностям, так это жестокое признание слабости человеческой природы. После возвышенного мгновения принятия еврейским народом Торы на горе Синай, когда человечество наконец-то достигло моральной и интеллектуальной вершины, можно было бы вообразить, что исчезнет необходимость в том, чтобы Тора возлагала на нас законы, детали и правила относительно убийства, воровства, нанесении ущерба, cудебных исков и сексуальных проступков. Нас надо было бы уверить в том, что все для нас это ушло в прошлое. Мы – царство священников и весьма святое сообщество. Тем не менее, в Торе за возвышенным описанием дарования Торы немедленно следует некий уголовный кодекс, базирующийся на проявлениях наихудшего отношения к людям и наихудшего поведения с их стороны.
Тора не питает никаких иллюзий относительно человеческой натуры. Она сама провозглашает в самом начале Книги Бытия, что природа и желания людей суть зло от первых мгновений их жизни. Фактически Тора требует от всех людей преодолевать дурной инстинкт и утверждает, что вся наша жизнь есть попросту борьба с импульсами зла и низменными желаниями. Тора дарована нам в качестве, так сказать, сборника инструкций по осуществлению этой цели. Но Тора никогда не обещала нам, что наше человеческое существование когда-нибудь перестанет быть ареной этой борьбы.
Cуществуют другие верования, социальные идеи и программы, которые, с моей точки зрения, базируются на идее о том, что человеческую природу можно изменить в приказном или юридическом порядке, путем убеждения или, в случае необходимости , принуждения. Быть может, таким образом действительно можно контролировать человеческое поведение, но человеческой природой таким образом манипулировать невозможно. При этом человеческая природа содержит много положительных атрибутов. Ее ни в коем случае нельзя рассматривать, как нечто негативное в ее проявлениях и желаниях. Человеческая природа желает свободы мысли, тела и общества. Она с оптимизмом смотрит в будущее. Она желает сохранения семьи и государственности, она стремится к любви и благосостоянию. Она желает структурированности и испытывает истинную благодарность за мимолетный дар времени. Все эти грани человеческой природы также представлены в правилах и законах, содержащихся в данной недельной главе. Тора учит нас, что от человеческой природы убежать невозможно, но что лучшее в нашей природе – то, что Линкольн называл “наши лучшие ангелы” – может сделать нас святым народом, как это предвидено для нас на Синае. Ибо часть той природы, которая в нас, это наша тяга к бессмертию и связь с тем, что вечно. Законы и правила, которые даны в этом недельном разделе Торы, призваны укрепить в нас стремление к бессмертию и вечности. Таким образом, евреи видят в этих законах и правилах дополнительных спутников Десяти Заповедей данных на Синае и путеводитель по еврейской жизни и еврейскому обществу, которым мы руководствовались на протяжении всех веков нашего существования. Над этими идеями воистину стоит поразмыслить.
Шабат шалом
Рав Берел Вайн
Перевод с английского Александра Казарновского
* Комментарии ХаРава на английском печатаются его конгрегацией ХАНАСИ в Йерушалаиме, и одновременно в Иерусалимском еженедельном издании Torah Tidbits – Orthodox Union Israel