Содержание раздела
По указанию Б-га каждый мужчина от 20 лет и старше должен сдавать полшекеля серебра для «искупления души» и подсчета численности народа. Затем Он велит изготовить медный умывальник для храмовой службы коэнов. Приведена формула масла для помазания, которым будут освящаться Мишкан (передвижной Храм), его обстановка, а также священники-коэны. Перечислены компоненты благовоний для воскурения на малом жертвеннике. Бецалель и Охолиав возглавят работы по строительству Мишкана. Cынам Израиля вновь заповедано строго соблюдать шаббат. Моше получает две каменные скрижали с высеченными на них Десятью заповедями. Тем временем в стане иноплеменников, примкнувших к евреям при Исходе, начинается паника: им кажется, что срок возвращения Моше с горы Синай миновал, – и «мы не знаем, что с ним сталось». Вместе с некоторыми евреями они требуют назначить нового вождя и вынуждают Аарона изготовить золотого тельца. Б-г велит Моше немедленно вернуться в стан, грозя уничтожить всех евреев и произвести от пророка новый народ. Увидев оргию идолопоклонства, Моше разбивает скрижали, затем уничтожает тельца и вместе с левитами наказывает зачинщиков массового бунта. Вернувшись на гору, он молит Б-га пощадить провинившийся народ. Молитва принята. Моше собирает Мишкан и просит Б-га показать «Славу свою» – механизм управления миром, но эта просьба выполняется лишь частично. Б-г велит Моше высечь новые скрижали и сообщает ему текст универсальной молитвы, пробуждающей милосердие с Небес. Евреи получают дальнейшие указания: им нельзя заключать соглашения с язычниками в Эрец-Исраэль и родниться с ними; запрещено также смешивать мясные и молочные продукты в еде. Приведены законы Песаха; описан порядок посвящения Б-гу первенцев из скота и первинок урожая, а также выкупа сына-первенца. Б-г снова напоминает о святости шаббата и велит отмечать праздники Шавуот и Суккот. Когда Моше спускается с горы, неся вторые скрижали, его лицо светится изнутри – результат прямого общения с Б-гом.
Баланс справедливости
“И сказал (Моше Б-гу): “Пожалуйста, открой мне Славу свою!” (33:18).
“За что мне это?!” – восклицают многие люди, когда на них сваливается несчастье. Вопрос неуместный, поскольку в нем подразумевается, что они считают себя безупречными и страдания даны им незаслуженно.
Для иллюстрации приведем такую притчу.
Один еврей предстал перед Небесным судом, и Суд постановил отправить его в ад за то, что при жизни он прилюдно дал пощечину другому еврею, причинив ему тем самым невероятные душевные муки и выставив на позор. Подсудимый страстно молил Суд смилостивиться над ним, но получил отказ. Тогда он предложил, чтобы его вернули на землю в другом обличье – без руки, которая дала пощечину, и Суд согласился…
Молодой человек тяжело страдал из-за своего физического дефекта. В детстве родители заботились о нем меньше, чем о его братьях и сестрах. В школе его дразнили. А когда он вырос, у него возникли серьезные трудности с заработком и женитьбой. Вся жизнь казалась ему нескончаемой цепью мук и разочарований.
Он, конечно, не догадывался, почему родился без руки, и кто придумал ему это увечье.
И вот однажды после молитвы в синагоге, дождавшись, когда все уйдут, он подошел к Ковчегу Завета, где хранились свитки Торы, открыл Ковчег и возопил страстно и отчаянно: “Б-же! Почему Ты сделал это мне?!”…
В сегодняшнем разделе Моше просит Б-га раскрыть перед ним механизм управления миром: “Пожалуйста, открой мне Славу свою!” Почему, например, бывает так, что праведники страдают, а злодеи процветают.
Б-г ответил: “Я проведу перед тобою все благо Мое, и провозглашу перед тобой Имя Б-га, но помилую Я лишь того, кого решу помиловать, и пожалею того, кого решил пожалеть…Ты не сможешь увидеть лицо Мое, потому что не может увидеть Меня человек и остаться в живых” (33:19-20).
Всевышний имел в виду, что ни один человек не может увидеть всю картину причинно-следственных связей, но Он согласился показать пророку как действует закон бытия, что в любом, даже самом “несправедливом” случае, заложена абсолютная справедливость.
И вот перед Моше раскрылась такая сцена. Жаркий летний день. Из знойного марева на опушке леса возникает всадник на коне. Это солдат-кавалерист, спешащий в свой полк. Он останавливается у журчащего ручья, сходит на землю и вместе с конем жадно пьет чистую прохладную воду. Напившись, он вскакивает в седло и продолжает свой путь, не заметив, что, когда он склонился к ручью, у него из кармана выпала пачка денег.
Через несколько минут на том же месте оказывается мальчик-пастушок. Он привел на водопой отару овец. Уже собираясь уходить, пастушок замечает возле ручья толстую пачку денег, которую обронил солдат. У него закружилась голова от нежданно свалившегося на него счастья. Ему больше не нужно работать, терпеть унижения и побои от хозяина овец. Теперь он сможет купить дом и поле для себя и своей матери-вдовы. И вот теперь они заживут! Мальчик быстро спрятал деньги под рубашкой и погнал овец дальше в поле.
Затем к тому же ручью подошел старик, измученный долгим путем, жарой и жаждой. Напившись, он снял с плеча сумку, вынул кусок черствого хлеба, обмакнул его в воду и стал есть. Затем лег и уснул.
Тем временем солдат обнаружил пропажу и вернулся к ручью. Увидев спящего старика, он грубо растолкал его и потребовал, чтобы тот вернул ему деньги. Старик вначале не понял, чего от него хотят, а потом, придя в себя, заявил, что никаких денег не видел. Думая, что старик врет, солдат рассвирепел и убил его мечом. Затем вытряс из его сумки все содержимое, но денег там не оказалось…
На этом месте видение прекратилось. Потрясенный Моше воскликнул: “Б-же, Ты сказал, что покажешь мне Свой механизм правосудия, но что я увидел?! Солдат потерял большую сумму денег, остался без гроша, а затем в приступе гнева убил ни в чем неповинного и беззащитного старика. А мальчишка разбогател, присвоив чужие деньги! И это называется правосудием?! И это Твоя справедливость?!”
“Подожди! – ответил Всевышний. Ты увидел вторую часть всей истории. А теперь посмотри первую часть”.
И вот что Моше увидел.
Опять жаркий полдень. Улицы маленького городка опустели. Из-за угла выходит хромой крестьянин. В одной руке он держит мешочек с деньгами, а другой ведет маленького сына. Через несколько шагов мальчик скрывается за калиткой одного из домов, а крестьянин продолжает свой путь, не видя, что за ним крадется сзади старик, не сводя глаз с мешочка и сжимая в руке дубинку.
За этой сценой лениво наблюдает солдат-кавалерист, скрывающийся на другой стороне улицы в тени заросшей виноградником каменной ограды.
Улучшив момент, старик бросается сзади на крестьянина и начинает избивать его дубинкой. Затем, выхватив мешочек с деньгами, он быстро уходит, оставив на земле умирающего человека.
И вдруг он замечает солдата. Испугавшись, он бросает деньги и убегает. Солдат не преследует его, а спокойно подбирает мешочек, не обращая внимания на крестьянина, лежащего в луже собственной крови…
Очнувшись от увиденного, Моше понял, что произошло. Старик-убийца получил по заслугам. Убивший его солдат должен был вмешаться раньше – защитить крестьянина от грабежа. Но он этого не сделал и поэтому потерял деньги, которые все равно не принадлежали ему. А нашел их мальчик-пастушок, и это было справедливо, потому что он был сыном убитого крестьянина.
Моше-рабейну посчастливилось увидеть, как работает Б-жественное провидение. Б-г показал ему всю цепь событий после того, как они произошли.
Именно это имел в виду Всевышний, когда сказал Моше в сегодняшнем разделе Торы: “И увидишь ты Меня сзади – но лицо Мое не будет увидено тобою” (33:23). Мы видим события только после того, как они произошли, но предвидеть их во всех деталях не способен ни один человек. И еще Моше понял, что бессмысленно и бесполезно ставить под сомнение Б-жественную справедливость. Ведь мы не способны видеть все то, что видит Б-г, и поэтому не вправе спрашивать Его: “За что?”
Священная корова и конституция
«Вот закон Торы, который повелел Б-г изложить…» («Бамидбар, 19:2).
В эту субботу мы будем читать третий из четырех дополнительных отрывков из Торы, приуроченных к весенним праздникам Пурим и Песах. Он называется «Пара» (корова) и начинается со слов: «Вот закон («хукат») Торы».
На современном иврите «хука» – это конституция. Светская часть Израиля и представляющие ее политики уже давно добиваются принятия государственной конституции. Религиозные израильтяне сопротивляются. Борьба вокруг «хуки» напоминает о парадоксальных свойствах пепла красной коровы, приготовление которого описано в отрывке «Пара». Раствор с этим пеплом очищал людей от ритуальной нечистоты, вызванной контактом с мертвецом. Но те, кто участвовал в приготовлении раствора, сами становились нечистыми.
Светские законодатели, не признающие Тору в качестве единственной подлинной конституции еврейского народа, ошибочно полагают, что разработанная ими «хука» решит все проблемы, накопившиеся в системе управления государством. Вряд ли у них получится. Настоящая еврейская конституция существует и действует уже более трех тысяч лет. Тора на деле доказала, что только она может быть гарантом нашего выживания.
* Комментарии рава публикуются в интернет-версии газеты “Еврейский Мир”, Нью Йорк