Посреди глобальной пандемии, угрозы войны с Ираном и экономического краха, «Синяя и белая» партия непоколебимо намерена низложить Нетанияху – даже если это будет означать разрушение Израиля вместе с ним.
Если лидер партии «Синие и белые» Бенни Ганц сформирует правительство меньшинства с партией Авигдора Либермана «Бейтену» и «Рабочей-Мерец» партией, опираясь на внешнюю поддержку Объединенного арабского списка, успех Ганца подорвет отношения Израиля с Соединенными Штатами.
На этой неделе высокопоставленный чиновник, присутствовавший на встрече Ганца с президентом США Дональдом Трампом в конце января, сказал: «Ганц пообещал в Овальном кабинете, что, если он станет премьер-министром, он сформирует правительство из людей, которые поддержат мирную инициативу президента.” Мирный план Трампа включает установление суверенитета Израиля в долине реки Иордан и в израильских общинах в Иудее и Самарии. «Рабочая-Мерец» партия и Объединенный арабский список категорически против плана Трампа. Правительство Ганца, в которое войдут эти партии, будет правительством, враждебным плану Трампа.
Единственный способ для Ганца сдержать обещание, данное им Трампу, – это присоединиться к коалиционному правительству во главе с Нетанияху, с Ликудом и с его право-религиозными партнерами по коалиции. И это вариант, который Ганц и его партнеры по Сине-белой «кабине» – бывшие начальники Генерального штаба Армии Обороны Израиля (АОИ) Моше Яалон и Гади Ашкенази и бывшая звезда СМИ Яир Лапид – не поддержат. Они лихорадочно работают над тем, чтобы сколотить радикальное правительство с пост-сионистами в Рабочей- Мерец партии и с анти-сионистами в Объединенном арабском списке, которым всем будет трудно работать с администрацией Трампа.
Как Трамп или его администрация могут доверять человеку, который прямо солгал президенту в Овальном кабинете? Чем можно объяснить такое безответственное поведение Ганца?
Лгал ли он Трампу – и израильской общественности – потому что он и его коллеги тайно являются радикальными левыми, которые рвутся к власти, чтобы подорвать все, за что стоит Израиль? Они не будут первыми левыми политиками, которые делают это.
В 1999 году их командир, бывший начальник Генерального штаба АОИ Эхуд Барак, участвовал в избирательной гонке против Нетанияху, представив себя идеологически неотличимым от него. Барак настаивал на том, что он осуществит право-центристскую политику Нетанияху, но что он сделает это при поддержке средств массовой информации и левой элиты.
Избиратели купились на это обещание. Барак – центрист – победил Нетанияху, а Барак – левый – предложил начальнику ООП Ясиру Арафату Иудею, Самарию, Газу и Храмовую гору, а также Голанские высоты сирийскому диктатору Хафезу Асаду.
Израиль – право-центристская страна. Барак понимал, что единственный путь для левых победить на выборах в Израиле – выдать себя за центр-правого.
Желание Ганца эффективно сдать права Израиля в Иудее и Самарии, чтобы заполучить поддержку политиков парламента, которые стремятся уничтожить Израиль как еврейское государство – разделяемое его партнерами лидеров «Синих и белых» – похоже, указывает на то, что они являются ярыми пост-сионистами. Но краткое рассмотрение их других позиций и действий подсказывает, что что-то еще мотивирует их.
Ганц и его коллеги представляют себя сторонниками главенства закона и демократии, которые, как они настаивают, Нетанияху разрушает.
Но рассмотрим их действия. В настоящее время «Синие и белые» злобно атакуют спикера Кнессета Юлия Эдельштейна за отказ созвать Организационный Комитет Кнессета, который отвечает за созыв остальных комитетов Кнессета. Они настаивают на том, что, действуя так, Эдельштейн вступил в сговор с Нетанияху, чтобы уничтожить израильскую демократию. Но, как объяснила Симха Ротман из Движения за управляемость и демократию в четверг в газете «Israel Hayom», это «Синие и белые», кто блокируют созыв Организационного Комитета.
Правила Кнессета предусматривают, что членство в комитете определяется размером каждой партии. Партии в Кнессете получают по одному члену в комитете на каждых четырех членов своей фракции Кнессета. Согласно преобладающим правилам, блоки, работающие с Нетанияху и Ганцем, должны иметь равное представительство в комитете.
«Синие и белые» хотят нарушить правила, чтобы получить большинство членов Организационного Комитета. Эдельштейн же настаивает на соблюдении правил.
Почему Ганц и его коллеги так отчаянно сражаются за нарушение правил? Потому что им нужно большинство в комитете, чтобы иметь процессуальную власть принимать законы, которые подорвут израильскую демократию и главенство закона.
«Синие и белые» и «Израиль Бейтену» представили законопроекты, прямо направленные на достижение одной цели: предотвратить Нетанияху – и только Нетанияху – от формирования правительства. Эти законопроекты, в случае их принятия, дважды отменили бы главенство закона Израиля.
Во-первых, это личностный закон, направленный исключительно на одного Нетанияху. Личностные законы – это понятие, противоположное главенству закона и свободе. Они открывают двери для полномасштабных репрессий и авторитаризма.
Во-вторых, если им удастся провести свои законы против Биби, они задним числом аннулируют голоса 2,5 миллионов израильтян, которые проголосовали за партии, которые хотят, чтобы Нетанияху остался в оффисе.
«Синие и белые» развернули свою войну против парламентских правил, чтобы принять мстительные, антидемократические законы в то время, когда Израиль столкнулся с самым тяжелым здравоохранительным и экономическим кризисом за всю свою историю.
Уханьская эпидемия коронавируса ставит Израиль между выбором между ужасным и ужасающим вариантами.
Во вторник Нетанияху объявил, что, в стремлении снизить уровень заражения, израильтяне должны оставаться дома и выходить на улицу только, чтобы купить еду и лекарства, и в других критически важных случаях. Школы закрыты. Большинство государственных учреждений закрыты. Бизнесы закрыты. Единственные, кто еще работают, – это те, кто может работать из дома.
Нетанияху и его коллеги в правительстве ввели в жизнь это решение с пониманием того, что, если система здравоохранения вынуждена будет лечить одновременно тысячи пациентов с коронавирусом – она рухнет. Все должно быть сделано для того, чтобы замедлить темп заражения.
Но стратегия карантина несет в себе свои страшные риски. Израиль может выдержать остановку экономики на несколько недель. Если текущая ситуация будет продолжаться месяцами, экономика рухнет и потянет за собой систему здравоохранения. Сотни тысяч израильтян уже уволены. Они не будут платить налоги. Без получения налогов правительство не сможет поддерживать систему здравоохранения, как и любую другую систему.
Что может быть сделано? Похоже, что единственный способ приостановить карантин и таким образом спасти экономику – это провести универсальное тестирование на коронавирус. Только универсальное тестирование может ограничить карантин людьми, которые должны быть изолированы и обеспечить восстановление экономической активности. Как быстро Израиль сможет реализовать такую программу? Что это будет включать?
Какие еще варианты возможны?
Нетанияху, его министры, работники Министерств здравоохранения, Финансов и члены Совета национальной безопасности работают круглосуточно, пытаясь найти решения.
А где же Ганц и его партнеры – Лапид, Яалон и Ашкенази – в их размашистой «кабине» по этим проблемам?
«Синие и белые» не предложили никаких рекомендаций по борьбе с эпидемией. Хотя во вторник вечером Ганц был достаточно вежлив, чтобы повторить в Твиттере предупреждение Нетанияху населению оставаться дома. Однако его партнеры Яалон и Лапид были настроены не так.
Вместо этого два этих потенциальных национальных лидера принизили объявленную угрозу – каждый по-своему – и намекнули, что Нетанияху вступает в сговор с коронавирусом, чтобы разрушить израильскую демократию.
Яалон написал в Твиттере, что Нетанияху использует коронавирус, чтобы избежать уголовного процесса над ним и уничтожить Кнессет. Позже он угрожал парламентариям «Ликуда» юридическими расследованиями за поддержку усилий Нетанияху.
В чате на Facebook Лапид намекнул, что объявленный Нетаньяху карантин был незаконным и корыстным. Проще говоря, этот Нетанияху не заинтересован в защите населения от массовой смерти. Все, о чем он заботится, это как бы остаться у власти.
«Синие и белые» не предложили решения, как спасти от краха экономику. Но от них можно ожидать, что они обвинят Нетанияху в высоком уровне безработицы и отрицательном экономическом росте, если Израиль придет к четвертым выборам.
Яалон, который стремится стать министром образования, не выдвинул никаких предложений о том, как обучить 1,3 миллиона школьников, которые находятся дома с родителями, которые стараются делать свою работу, обучая в то же время в домашних условиях своих детей.
Затем есть Иран. Эксперты предупреждают, что в связи с распространением коронавируса в Иране, риск нанесения удара Ираном по Израилю увеличивается с ростом числа погибших там. Теология правящих аятолл Ирана утверждает, что шиитский мессия, Махди, должен вернуться в конце дней. Чтобы ускорить его прибытие, аятоллы Ирана верят, что им необходимо начать Армагеддон.
Беспокоит ли это как-то троих бывших руководителей АОИ, стоящих у руля «Синих и Белых»? Есть ли у них какие-либо предложения относительно того, как справиться с угрозой в то время, когда иранцы выкапывают все больше и больше могил для массовых захоронений своих жертв коронавируса?
Что возвращает нас назад в Вашингтон. Три недели назад я ездила в Вашингтон, чтобы выступить на Конференции консервативных политических действий (CPAC) – самом крупном консервативном форуме в Америке. Большая часть обсуждений была связана с внутренними вопросами США. Но Израиль настолько важен для консерваторов, что организаторы решили организовать панель, посвященную суверенитету Израиля в Иудее и Самарии.
Там не было призывов к разделению Иерусалима и высылке евреев из Иудеи и Самарии ни на самой панели, ни из зала. Наоборот, мнение, разделяемое как аудиторией, так и выступавшими, заключалось в том, что Израиль должен утвердить свои суверенные права в Иудее и Самарии там, где он считает это необходимым.
Эта благотворная атмосфера состояния дел перевернется с ног на голову, если демократы выиграют президентские выборы в ноябре. В этом случае Израиль окажется атакованным враждебным президентом, который будет возглавлять партию, враждебную Израилю. Как правительство «Синих и белых» поведет себя при таком вызове? Завися от Объединенного арабского списка, который открыто стремится к уничтожению Израиля как еврейского государства, – для его выживания, может быть немного сомнений в том, что «Синие и белые» сдадутся даже при малейшем нажиме со стороны Вашингтона.
Ганц, Лапид, Яалон и Ашкенази не идеологи – если только ненависть к Нетаньяху с единственной ядовитой мыслью взбесившейся собаки не является идеологией. Они обвиняют Нетаньяху в том, что он заботится только о себе, и обещают поставить интересы страны на первое место. Но мы видим, что в то время, как Нетанияху работает, чтобы спасти страну от здравоохранительного и экономического краха, все, о чем они думают, это как уничтожить его. Даже за счет подрыва отношений Израиля с США, угрозы жизни и финансовой стабильности его граждан и игнорирования стратегических угроз и возможностей. Они обвиняют Нетанияху в разрушении демократии в то время, как они сами презрительно игнорируют правила Кнессета, чтобы принять законы, которые аннулируют как главенство закона, так и голоса 2,5 миллионов граждан.
Так что нет, Ганц и его коллеги не идеологи.
Они пироманьяки.
Israel Hayom
03-20-2020
Перевод с английского Рахиль Будиловская