Содержание разделов
«Бегар»
Тора повелевает прекращать сельскохозяйственные работы в Эрец-Исраэль каждый седьмой год («шмита»). Через семь таких семилетних циклов, в пятидесятый год наступает «йовель», юбилей. О его приходе возвещают трубные звуки шофара в Йом-Кипур. В этот год тоже нельзя обрабатывать землю. Б-г обещает евреям изобильные урожаи в канун «шмиты» и «йовеля», чтобы обеспечить их нужды на весь период простоя. В юбилейный год все еврейские рабы выходят на свободу, а купленные земли возвращаются прежним владельцам для сохранения изначального раздела Эрец-Исраэль среди колен. Запрещено давать еврейскому рабу унизительную, бессмысленную и изнурительную работу; его нельзя продавать на невольничьем рынке. Труд раба оценивается по времени, оставшемуся до его освобождения. По такому же принципу, с учетом оставшихся до «йовеля» лет, рассчитывается и стоимость земли. Человек, продавший свой земельный надел, имеет право выкупить его через два года. Срок выкупа домов в городах, обнесенных крепостной стеной, ограничен одним годом. Города левитов, служителей Храма, закреплены за ними навечно. Евреям запрещено брать и получать друг у друга проценты с денежных и вещевых займов. Родственники обязаны выкупить еврея, попавшего в долговое рабство.
«Бехукотай»
В этом завершающем разделе книги «Ваикра» Б-г обещает евреям процветание, если они будут выполнять все заповеди Торы. В противном случае их ждут страшные кары. Детально описаны несчастья, которые обрушатся на сынов Израиля, лишенных Б-жественной защиты. Эти наказания, цель которых – побудить евреев к возвращению на путь Торы, будут происходить в семь этапов, один тяжелее другого. В конце раздела описан порядок посвящения по обету – «арахин», когда еврей обязуется принести в Храм денежный эквивалент своей «рыночной стоимости», стоимости своего скота, дома или другой собственности.
Глобальное партнерство
“Когда придете в страну, которую Я даю вам, земля должна покоиться в субботу для Б-га” (25:2).
Получив письмо от какой-нибудь адвокатской конторы, невольно обращаешь внимание на их длинные названия в шапке фирменного бланка с перечислением нескольких фамилий. У владельца конторы почти всегда есть “младшие партнеры”.
“Младший партнер” – совсем не плохой статус. Ответственности меньше, чем у “главного партнера”, но ты при деле.
Некоторые люди совсем не прочь стать “младшим партнером” у самого Б-га. Они рассуждают примерно так: “Ладно, Г-сподь, Ты правишь миром. Ты – босс. Мне же хватит младшего партнерства, чтобы делать то, что я пожелаю. Дай мне немного личного пространства, где бы я мог сам решать, что и как”.
Нет, такое разделение невозможно. Как можно претендовать на личное пространство, если “Его слава наполняет весь мир”? Как можно быть компаньоном Единого и Единственного, который “Один, и нет второго”?
Многие религии придерживаются принципа, что человек может быть “младшим партнером” Б-га, что он может предстать перед Ним раз в неделю на час, и этого будет вполне достаточно. Все остальное время – твое; пользуйся им по своему усмотрению.
Иудаизм не признает такого деления. Еврей находится на службе все 24 часа в сутки, семь дней в неделю, от колыбели до могилы. Мы – народ, который Б-г избрал для служения Ему.
Но ведь это так тяжело! Я ведь не бездушный робот, выполняющий команды по заданной программе. Я – человек, личность. Мне тоже нужно уделить себе какое-то время, занять личное пространство.
Все правильно. На самом деле, Б-г принял нас в “младшие партнеры”. Но это не такое партнерство, при котором мы можем улизнуть со службы и поиграть в футбол после обеда. Это глобальное партнерство, партнерство в управлении временем.
Ничто в мире не может существовать без искры святости. Даже в туалете есть эта искра – при его посещении предусмотрены специальные законы.
Святость – это воздух, которым дышит мир. Как человек не может существовать без воздуха, так и мир не может существовать без святости.
Создавая мир, Б-г наделил его двумя видами святости, один из которых выражается в шаббате, а другой – в праздниках.
Святость шаббата фиксированная, неизменная. Раз в семь дней мы вступает в мир под названием Шаббат, который существует вне нашего контроля. Шаббат спускается к нам из Высших миров без нашего вмешательства и помимо нашего желания.
Другое дело праздники – Песах, Шавуот и Суккот. Б-г позволяет людям – в лице бейт-дина, еврейского суда – устанавливать первый день календарного месяца и тем самым определять праздничные дни.
Заповедь “шмиты”, субботнего года покоя для земли, описанная в разделе “Бегар”, формулируется так:
“Когда придете в страну, которую Я даю вам, земля должна покоиться в субботу для Б-га”. Земле, как и человеку, тоже полагается соблюдать субботний покой.
Два типа святости дней и месяцев – шаббат и праздники – отражены и в двух типах святости применительно к годам.
“Шмита”, седьмой год – это шаббат земли. Его святость неизменна, как и шаббат недели, а святость “йовеля”, пятидесятого “юбилейного” года перекликается со святостью праздников. Его святость отражает партнерство Б-га и человека: “Ибо это йовель – святым он будет для тебя”.
Если не трубили в шофар в начале “юбилейного” года, этот год – не “йовель”. Если рабы не были отпущены на свободу, этот год – не “йовель”. Если поля не были возвращены своим первоначальным владельцам, этот год не считается “йовелем”, и крестьяне могут сеять и жать, как в обычные годы.
У седьмого года другие правила. Даже если бейт-дин по какой-то причине не освятит его, не провозгласит годом “шмиты”, он все равно будет иметь этот статус. Его святость непреложна и не зависит от человека.
Даже если счет лет был утрачен, и сельскохозяйственные работы на земле продолжались, поля считаются бесхозными и с их урожая не берут десятину.
Вот почему “шмита” называется “субботой покоя для Б-га”. Шмита, как и наш недельный шаббат, не допускает “младшего партнерства”.
Не крутитесь в приемной
“И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с севом, и будете есть хлеб свой досыта…” (26:5).
В бывшем Советском Союзе женщины выходили на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60 (правда, многие мужчины не доживали до этого возраста). В современной России сей порядок пока не изменился. В Америке и многих других западных странах пенсионный возраст начинался в 65 лет. Когда я приехал в Израиль, а было это 31 год назад, пенсионный возраст для женщин был 60 лет, а для мужчин 65 лет. Узнав об этом, я возмутился в том духе, в котором меня воспитали: “У, капиталисты проклятые, эксплуататоры трудового народа!”
Со временем этот возраст отодвинули еще на пару лет. Но, что удивительно, чем ближе я приближался к пенсионному рубежу, тем меньше мне хотелось переходить его. И теперь, когда в связи с пандемией корона-вируса многие работники моей фирмы стали “надомниками”, а меня отправили на “заслуженный отдых”, я почувствовал себя выброшенным за борт, хотя успел переработать более двух лет сверх нормы.
Новые исследования показывают, что старость начинается не в 65 лет, как раньше, а в 74 года. Другими словами, средний возраст удлинился на целых 9 лет.
Некоторые специалисты утверждают, что старость надо измерять не по возрасту, а по количеству лет, которые человеку осталось прожить. В 50-х годах 65-летнему средне-статическому британцу оставалось до смерти 15 лет. У нынешнего поколения ожидаемая продолжительность жизни после выхода на пенсию гораздо больше. Они будут получать пенсионные выплаты в течение 24 лет (в среднем). Это на 50 процентов больше, чем у поколения их родителей.
Такое положение ложится тяжелым бременем на государственный бюджет, но проблема не только в этом. Пенсионерам надо искать, чем заняться на закате жизни.
Американский штат Флорида уже давно называют “приемной Б-га” из-за обилия домов престарелых и пожилых людей, переехавших в теплые края из северных штатов после выхода на пенсию. Между тем, время ожидания в этой “приемной” постоянно растет.
Одна из главных причин, вызывающих старение, как раз и состоит в затянувшемся ожидании. В еврейской традиции нет понятия “пенсия”. Человек должен трудиться до последних дней своей жизни, разумеется, в меру своих сил и возможностей.
Еврей обязан изучать Тору все дни своей жизни. Поэтому увольнение по возрасту с основной работы он должен рассматривать как возможность активизировать свою трудовую деятельность на другом фронте, именно в той области, которая имеет огромный смысл с точки зрения вечности – в изучении Торы и выполнении ее заповедей.
В разделе “Бехукотай” сказано: “И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с севом, и будете есть хлеб свой досыта…”.
РАШИ пишет в комментарии, что, исполняя волю Б-га, сыны Израиля достигнут такого процветания, что, еще не завершив молотить зерно, приступят к сбору винограда.
В старости нет большего счастья, чем открывать для себя все новые горизонты и заниматься любимым делом, чтобы “есть свой хлеб досыта” и с большим аппетитом. Чувство своей востребованности и сознание, что ты продолжаешь приносить пользу, и есть лучший эликсир жизни.
* Комментарии рава публикуются в интернет-версии газеты “Еврейский Мир”, Нью Йорк