Внутри (любой) команды всегда есть различия относительно роли и эффективности лидерства и ее лидеров. Все лидеры подвергаются критике и мнения о них могут меняться. Это приходит с работой, и этого не избежать. Тем не менее, когда критика опускается до уровня личного оскорбления, и когда она явно мотивирована завистью и другими (лично) восприимчивыми причинами, критика пересекает границу приемлемости и становится почти наветом.
Мы видим это в разделе Торы этой недели, что Корах критически относился к Моисею и Аарону в связи с их руководящей ролью. Эта критика, как очень ясно указывает нам Тора, проистекает из личных мотивов зависти, а также потому, что Корах был убежден, что он и его семья имеют право на гораздо больше привилегий руководства, чем им было дано. Таким образом, это стало его личной местью. Но никто не хочет устраивать личную вендетту, не имея какой-либо другой супер-причины, которая оправдает ее. Корах не мог сказать: «Я хочу больше власти, поэтому дайте мне ее.» Вместо этого он говорит, что Моисей и Аарон необоснованно правят еврейским народом. У них нет мандата делать это. Все люди святы, и поэтому каждый имеет право на свое мнение и свою долю привилегий руководства.
Это популистское требование. На протяжении всей истории человечества путь к приобретению власти обычно облекается в некую великую моральную причину. В истории человечества были случаи, когда моральная причина присутствовала. Все эти восстания и революции были оправданы и необходимы. Тем не менее, я думаю, что в истории человечества во многих случаях это был просто захват власти. Люди чувствовали, что у них есть права, и они возмущались тем, что другие имели власть. И чтобы получить власть, они готовы были прибегнуть к любым возможным средствам. Мы видим, что это действует и в нашем современном мире. Во время политических избирательных кампаний, особенно на национальном уровне, вопрос идет уже не просто об идеях или политике. Он выродился в вопрос личностей и голода – ненасытного голода – к власти.
Моисей ошеломлен свирепостью нападения на него. Моисей, самый скромный из всех людей, который пытался уклониться от власти и умолял Бога позволить кому-нибудь другому быть лидером еврейского народа, этот Моисей глубоко ранен и оскорблен клеветническими обвинениями в свой адрес. Он считает, что эти обвинения должны быть опровергнуты. Если Корах выйдет, так сказать, невредимым из этого инцидента попытки открытого личного захвата власти, то он создаст прецедент для других в будущем. И тогда еврейские лидеры всегда будут подвергаться такой вендетте и личной неприязни. Таким образом, Моисей отвечает не для того, чтобы оправдать себя, хотя он тоже расстроен. «Я ни у кого ничего не взял, – говорит Моисей, – я не жил на общественный счет, я не виновен ни в какой коррупции, я был настолько бескорыстен, насколько мог».
Но это здесь не предмет спора. Вопрос в том, может ли человек развернуть атаку на руководство нации, основываясь исключительно на своем личном желании и политическом высокомерии. И это, считает Моисей, должно быть отвергнуто и опровергнуто чудесным и чувствительным путем. Он просит Господа создать то, что уже было создано за шесть дней творения – уста земли, которые поглотят Кораха и его сообщников, и докажут раз и навсегда, что человек должен быть осторожен и разделять общественные дела от личной жадности и корысти.
Это было усилено, когда посох Аарона расцветает в скинии, в то время как другие посохи остаются мертвым деревом. Опять же, Аарон – последний человек, которого можно обвинить в стремлении к власти или привилегиям. Он влюблен в мир, он чувствительный арбитр между семьями и общинами. Он является символом Божественного служения и заботы о людях. Атака на него вдвойне необоснована. Совершенно очевидно, что Корах действует, исходя из своих личных мотивов. Это захват власти, которому нет места в еврейской жизни, и Бог совершает, так сказать, чудеса, которые предотвращают то, чтобы он достиг своей цели. Это также должно оставаться уроком и примером для всех будущих поколений.
Шаббат шалом,
Рав Берел Вайн
Перевел с английского Йонатан Рапапорт
* Комментарии ХаРава на английском печатаются его общиной ХАНАСИ в Йерушалаиме, и одновременно в Иерусалимском еженедельном издании Torah Tidbits – Orthodox Union Israel