15 июня 2020 г. исполнилось 50 лет со дня «ленинградского самолетного дела». И все эти годы в печати ведется дискуссия, как оценивать события тех дней. До сих пор существуют стереотипные мнения, навязанные советской печатью, о том что, с одной стороны, это был бандитский террористический акт с целью угона самолета и присвоения государственной собственности, а с другой стороны, что это был отчаянный поступок горстки храбрецов, пытавшихся пробить «железный занавес» и добиться возможности каждому человеку самостоятельно решать, в какой стране ему жить.
Важность событий современности, очевидцами которых мы являемся, правильно оценить можно только на расстоянии времени. Еще ждут своих исследователей история демократического движения, составными частями которого были диссидентское и правозащитное, сионистское и другие национальные движения в разных частях бывшего Советского Союза. Несомненно, многие события и даты войдут в учебники истории, а имена их участников, будут широко известны. История все расставит на свои места.
Думаю, что одной из таких ярких дат нашей истории стало 15 июня 1970 года. «Что же такого произошло в этот день?» – удивится читатель. В тот день в маленьком аэропорту «Смольный» в Приозерске (пригород Ленинграда) были арестованы 12 человек «за попытку угона самолета». Идея организаторов этой отчаянной акции Эдуарда Кузнецова и Марка Дымшица состояла в том, чтобы захватить самолет с “минимальным насилием над экипажем” и на низкой высоте добраться до границы, до которой от Приозерска всего 60 километров. А потом, если все сложится удачно, остановиться в Швеции и устроить там пресс-конференцию. Чтобы не было помех и недоразумений с пассажирами, они купили все билеты на самолет Ан-2 рейса № 179 «Ленинград—Приозёрск» под предлогом, что летят на свадьбу. Поэтому и вся операция получила условное название «Свадьба». Но их арестовали еще до выхода на летное поле. Вместо пресс-конференции в Швеции, куда они мечтали добраться, их трибуной стал судебный зал в Ленинграде. Родственникам удалось записать выступления в суде подсудимых и они были опубликованы заграницей. Ни у кого из участников этого дела не было иллюзий, они понимали, что рискуют погибнуть или быть осужденными. “Я много раз возвращался в мыслях к событиям 1970 года, и ни разу я не пожалел о том, что принимал в них участие, – сказал Иосиф Менделевич. – Мы хотели любой ценой прорвать “железный занавес”, донести нашу идею до прессы. Я знал, что шансов у нас почти нет, но считал, что в тот момент, когда мы выйдем из квартир, чтобы пойти на дело, мы уже победим – потому что люди, готовые идти на смерть ради своего народа, доносят веяния надежды до широких масс”.
Ни жертв, ни других печальных последствий эта акция не имела. Однако суд вынес очень строгий приговор. Марк Дымшиц и Эдуард Кузнецов были приговорены к смертной казни за измену Родине, Иосифу Менделевичу и Юрию Федорову дали 15 лет заключения, Алексею Мурженко – 14 лет, Сильве Залмансон – 10, ее брату Израилю – 8, Арье-Лейбу Хноху – 13, Анатолию Альтману – 12, Борису Пенсону – 10. Потом, под давлением Запада, смертный приговор Дымшицу и Кузнецову заменили пятнадцатью годами, остальным незначительно снизили сроки. Спустя 8 лет история получила продолжение. В мае 1978 года в США с поличным были задержаны советские разведчики Зинягин, Энгер и Черняев. У Зинягина было дипломатическое прикрытие, а двум другим американский суд дал по 50 лет тюрьмы. Вскоре был совершен обмен этих разведчиков на пятерых советских узников совести, два из них (Кузнецов и Дымшиц) – участники «ленинградского самолетного дела». Позже все участники ленинградского дела смогли эмигрировать в Израиль.
В этот же день и позже были арестованы еще более двадцати активных участников сионистского движения в Ленинграде, Москве, Киеве, Риге и Кишиневе. Аресты и обыски продолжались все лето по всему бывшему Союзу. На последующих процессах перед судом предстало 34 человека. Среди них был и Гилель Бутман. Он был арестован 15 июня 1970 года вместе с другими ленинградскими евреями и проходил обвиняемым по так называемому Второму ленинградскому процессу — делу подпольной сионистской организации, члены которой должны были участвовать в операции «Свадьба», но отказались от осуществления этого плана из-за того, что идея угона самолета не получила одобрения в Израиле. После их отказа Марк Дымшиц предложил эту идею Эдуарду Кузнецову и группе рижских евреев, которые и попытались осуществить этот план.
Аресты участников операции «Свадьба» стали началом масштабной карательной операция КГБ – крупнейшей в послесталинский период, которая имела цель разгромить еврейское движение, скомпрометировать его в глазах Запада и запугать евреев в СССР. Как писала тогда «Нью-Йорк Таймс», настоящими обвиняемыми были не только те, кто предстал перед судом, но десятки тысяч советских евреев, которые мужественно требовали права эмиграции в Израиль.
Американские евреи были потрясены тем, что советские евреи готовы рисковать жизнью ради того, чтобы вырваться в Израиль, и тем, какие чудовищные препятствия создают власти. В Америке, Англии, Франции, Канаде и в Австралии возникли еврейские организации в защиту советских евреев. По всему миру прокатились многочисленные демонстрации протеста против жестоких наказаний и в поддержку осужденных, собирались деньги для помощи семьям пострадавших. Большую помощь и поддержку оказала Лига защиты советских евреев во главе с Рабби Кахане, а также студенческая организация «Борьба студентов за свободу советских евреев» (Student Struggle for Soviet Jewry), созданная Яаковом Бирнбаумом.
В 1973 году была представлена поправка к Закону о торговле сенатора Генри Джексона и конгрессмена Чарльза Вэника, согласно которой «статус наибольшего благоприятствования в торговле» с США предоставлялся стране в зависимости от свободы эмиграции из нее. Хотя Поправка еще не стала Законом, уже 21 марта 1973 г. она заставила бывший Советский Союз отменить налог-компенсацию за полученное образование. 3 января 1975 г. Президент Джеральд Форд подписал новый Закон. Впервые в истории обоснованием американского Закона стала Всеобщая декларация прав человека! Всего, начиная с 1971 г., около 3 миллионов человек выехали из бывшего СССР на Запад – в Израиль, США, Канаду и другие страны.
Среди 12 подсудимых было 10 евреев, 1 русский (Юрий Федоров) и 1 украинец (Алексей Мурженко). Юру и Алика продержали за решеткой от звонка до звонка. В общей сложности Алик Мурженко провел за решеткой 22 года, а Юрий Федоров – 20. В мордовских лагерях, где они отбывали первый срок за создание организации «Союз Свободы Разума», они познакомились и подружились с Эдуардом Кузнецовым, который и предложил им участвовать в этом деле, ибо хотел иметь рядом надежных мужественных людей. Уже живя в Нью-Йорке, я как-то спросила Алексея Мурженко, почему он принял предложение Эдика Кузнецова. Алик вздохнул и ответил: «Лучше гореть, чем коптеть… И я прожил счастливую жизнь – делал то, что считал важным, и сохранил чистой свою совесть». В Нью-Йорке Алик создал Ассоциацию бывших политзаключенных и много лет возглавлял ее, а Юрий Федоров основал Фонд благодарности для помощи бывшим политзаключенным. В 1999 году Алик Мурженко скончался от рака.
Они проиграли битву, но выиграли войну. Их путь в Израиль и на Запад оказался долгим и тернистым. Но они приподняли «железный занавес» для тех, кто шел за ними. Огромное вам спасибо, господа!
Митинг в Израиле в поддерку осужденных «самолетчиков», декабрь 1970 года
Участники нью-йоркского многотысячного пасхального марша «Эксодус» 1970 года обратились ко всему миру с призывом бороться за свободу советских евреев.