Тора прослеживает происхождение Пинхаса до его деда Аарона. На первый взгляд, в повествовании Торы нет более различных характеров. Аарон вежливый и любезный, идущий на компромисс и стремящийся к миру между разными людьми и группами, с благородным характером и любимый всем Израилем. Когда Аарон уходит из этого мира, весь еврейский народ без исключения оплакивал его кончину и ощущал большую потерю, которую его уход означал для них. Аарон был не только первым первосвященником еврейского народа, служившим в Скинии, но также и прототипом для всех последующих первосвященников, которые будут занимать эту должность в будущих поколениях.
В противоположность от этой оценки характера и поведения, Тора описывает Пинхаса как ревнителя, который предпринимает насильственное действие против тех, кто публично порочит и разрушает ценности Торы и еврейского народа. В критический момент он встает и убивает одного из лидеров колен Израиля. Он подвергается критике со стороны еврейского народа за такое поведение, и они объясняют его поведение его происхождением. Пинхас происходил не только от Аарона, но также происходил от нееврейских священников, и его склонности к насилию приписывали его нееврейскому деду. Тем не менее, Тора делает выбор, подчеркивая священническое происхождение Пинхаса и обьясняет его поведение и его реакцию на публичное оскорбление Бога Израиля именно его дедом Аароном.
В чтении Торы этой недели этим нюансом происхождения нам преподается сильный урок. Позже в истории евреев, во время греческого преследования евреев и иудаизма, мы обнаружим, что другой потомок Аарона, Матитягу, вместе со своей семьей, также убивает изменника, который публично порочит Бога Израиля и еврейский народ, принося жертву идолу. Здесь мы снова видим, что в святом и вежливом характере Аарона и священнического рода Израиля живет железная воля, противостоящая осквернению всего, что свято и вечно.
Когда ситуация требует этого, вежливый священник становится человеком войны, который может и обязан предпринять решительные и даже насильственные действия, чтобы предохранить целостность Торы и еврейской жизни. Тора, в общем, не благосклонна к фанатизму. Однако, как в случае с Пинхасом, и позже с Илией, иногда фанатизм не только приемлем, но и необходим для еврейского выживания. Проблема всегда в том, как человек может соразмерить, требует ли ситуация такой ревности и даже насильственного поведения.
Эта вечная трудность жизни, которая стоит перед нами. Мы редко можем быть уверены в правильности наших отношения и поведения в данной ситуации или в ответ на определенный вызов. Тора не требует от нас мудрости ангелов. Но это показывает нам, что существуют разные, даже противоположные ответы, которые имеют силу быть в сложных ситуациях как в общественной, так и в личной жизни. Мудрый и святой человек будет в состоянии сделать правильный выбор.
Шаббат шалом,
Рав Берел Вайн
Перевел с английского Йонатан Рапапорт
* Комментарии ХаРава на английском печатаются его общиной ХАНАСИ в Йерушалаиме
https://www.rabbiwein.com/blog