СУККОТ *

Заключительный раздел Торы «Ве зот а-браха» будут читать в следующую субботу, на которую выпадают праздники Шмини-Ацерет и Симхат-Тора. А в ближайший шаббат, он же первый день Суккота, в синагогах прочтут вместо очередного недельного раздела специальные праздничные отрывки: вначале главы 22-23 из книги “Ваикра” (раздел “Эмор”), посвященные праздникам, включая Суккот, а затем – “мафтир”, дополнительный отрывок из книги “Бамидбар” с кратким описанием жертв, приносимых в Храме в первый день Суккота. Вслед за этим наступит очередь “афторы”, отрывка из видений пророка Захарии о войне Гога и Магога, которая завершится полным разгромом врагов Израиля и наступлением мессианской эры. Те народы, которые переживут эту войну, точнее, серию войн, признают ведущую роль народа Израиля и вместе с ним будут отмечать Суккот в Иерусалиме. Литургия утренней молитвы включает в себя также чтение книги «Коэлет» («Экклезиаст»), автор которой – мудрый царь Шломо предостерегает нас от погони за материальными благами и удовольствиями.


Суккот и грозные дни

“А в пятнадцатый день седьмого месяца священное собрание пусть будет у вас, никакой работы не делайте и празднуйте праздник Б-гу семь дней” (Бамидбар, раздел “Пинхас”, 29:12).

В комментарии “Ознаим ла-Тора” отмечается разница между словами “седьмого месяца” в приведенном выше стихе и выражением “в этот седьмой месяц” в разделе “Эмор” (книга “Ваикра”), которое следует за описанием Рош-Ашана и Йом-Кипура. В разделе “Пинхас” названия этих праздников не упоминаются.

В “Эмор”, объясняет автор, устанавливается связь Суккота с Рош-Ашана и Йом-Кипуром, которые отмечаются в месяце тишрей. Цель здесь состоит в том, чтобы сообщить нам важное положение. Если  человек не сумел совершить “тшуву”, правильно раскаяться во время грозных дней, у него еще остается возможность сделать это путем выполнения заповедей Суккота. Вот почему Тора так “нагрузила” этот праздник различными заповедями: проживание в сукке, вознесение лулава и др. И тем же самым объясняется загадочное положение о “завершающей печати”, которую, как утверждают мудрецы, Б-г ставит на приговоре в “Хошана Раба”, последний день Суккота.

Между тем, в стихе из раздела “Пинхас” Тора обсуждает лишь дополнительные жертвоприношения и их “международное” значение. Поскольку в Суккот Б-г устанавливает нормы водных ресурсов для всего мира, евреи приносят в Храме жертвы за семьдесят народов. Сами заповеди Суккота здесь не упоминаются.

Семь дней в месяце тишрей

Суккот часто сравнивают с Песахом. Нет необходимости объяснять, почему Песах, праздник Исхода, отмечается семь дней. Евреи вышли из Египта пятнадцатого числа месяца нисан и завершили Исход ровно через семь дней – двадцать первого числа, когда воды Красного моря расступились, пропустив бывших рабов, а затем снова сомкнулись и утопили преследовавшую их египетскую армию. Здесь все понятно.

Но каков смысл семи дней Суккота?

Возможно, это связано с семьюдесятью жертвенными быками, которых сыны Израиля приносят в Храме в течение этих дней: тринадцать быков в первый день, двенадцать – во второй день, и так далее по убывающей до семи быков в последний седьмой день Суккота. В сумме получается семьдесят.

Еще одна причина: семь “ушпизин”, символические гости, посещающие по очереди сукку, в которой еврей отмечает праздник. “Ушпизин” включают в себя величайших людей нашей истории, основателей нации: Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона, Йосефа и Давида.

Кроме того, в “Ознаим а-Тора” сказано, что семь дней соответствуют семи плодам, которыми славится страна Израиля: “Ибо  Б-г, Г-сподь твой, ведет  тебя…в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, в страну масличных деревьев и (финикового) меда…” (Дварим, 8:7-8). В той же главе 8 страна Израиля упоминается семь раз (“эрец”). Это, как сообщает комментатор Бааль-Атурим, призвано напомнить нам, что до нашего завоевания эту страну населяли семь ханаанских народов.

Поэтому Всевышний заповедовал нам отмечать Суккот семь дней в благодарность за эту страну и ее плоды – один день за отдельный плод, поскольку каждый из них обладает уникальными достоинствами.

Облака Славы

У каждого из трех “праздников паломничества” есть свое определение в Торе: Песах – это “время нашей свободы”, Шавуот – “время дарования нашей Торы”, а Суккот – “время нашей радости”.

Подоплека Песаха ясна: в дни этого праздника мы вышли из египетского рабства на “вечную свободу”. Шестого сивана, когда отмечается Шавуот, мы стояли у горы Синай и получали Тору непосредственно от Б-га. Но почему Суккот называется “временем нашей радости”? Что особенного произошло в этот период?

И еще вопрос: почему мы отмечаем Суккот в месяце тишрей? Ведь этот праздник должен напоминать нам об облаках Славы, которые сопровождали евреев сорок лет после Исхода из Египта. Весенний месяц нисан кажется более уместным. В самом деле, не дублирует ли Суккот “праздник нашей свободы” – Песах?

Ответ мы находим в комментарии Вильненского Гаона. После греха поклонения Золотому тельцу облака Славы исчезли, и возвратились только после того, как евреи получили указание соорудить Мишкан, передвижной Храм. 11 числа месяца тишрей, т.е. на следующий день после Йом-Кипура, Моше-рабейну велел людям принести дары для эпохального проекта. Сбор пожертвований продолжался два дня, 14 тишрея начальники работ доложили, что все необходимые материалы собраны, а 15 тишрея началось строительство. И, о чудо! – облака Славы вернулись в походный стан еврейского народа.

Вот почему мы радуемся в Суккот. Мы отмечаем годовщину своего воссоединения и примирения с Б-гом. Облака Славы были верным знаком того, что Всевышний простил свой грешный народ. Каждый год, пройдя тревожный месяц элул и десять дней раскаяния, миновав барьер Судного дня, мы испытываем облегчение, радостно встречая беззаботный и изобильный праздник Суккот. Раскаяние и готовность начать жизнь с чистого листа помогают нам приблизиться к Б-гу и испытать подлинное счастье, которое дает такая близость.

Семь и восемь

О Суккоте в Торе сказано: “В первый день – день покоя будет у вас, и в восьмой день – день покоя будет у вас”. Но ведь Суккот длится семь дней, а не восемь. Причем же здесь восьмой день?

Число семь символизирует физический мир, а восемь – мир духовный. Семь дней мы живем в сукке, которая всем своим видом напоминает о бренности нашей жизни. Но почему тогда мы радуемся в Суккот? Почему веселимся со своими близкими и друзьями, находясь в сукке? Чему мы радуемся? Неужели этой самой бренности своего бытия? Ничего себе радость!

Ответ нам дает восьмой день. В этот день, в Симхат-Тора, мы не возносим четыре растения и не сидим в сукке. Однако праздник Суккот не кончается; он плавно переходит в Симхат-Тора, с которого начинается новый годичный цикл чтения Торы. Более веселого, бесшабашного праздника нет в еврейском календаре (разве что Пурим с ним поспорит). Этот переход от Суккота к Симхат-Тора показывает, что Тора выходит за рамки физического бытия, что она – источник всего Творения и самой жизни, что она вечна. Мы видим, что Симхат-Тора придает особый смысл семи дням, прожитым в сукке, и это нас радует. Ведь настоящая радость приходит к нам, когда мы открываем для себя подлинный смысл жизни.


* Комментарии рава публикуются в интернет-версии газеты “Еврейский Мир”, Нью Йорк

Добавьте Ваш комментарий

* Обязательно заполнить.
Текст сообщения не должен превышать 5000 знаков