Недельная глава Торы «ВАЕРА» *

Один из главных вопросов в чтении Торы этой недели – отношения между Ишмаэлем и Ицхаком. Ишмаэль – сын Авраама и Хагар, а Ицхак – сын Авраама и Сары. Общеизвестно, что по мере того, как сводные братья растут вместе, различия между ними в характере, духовности, амбициях и поведении становятся все более явными. Сара замечает, что Ишмаэль как-то больше сын Хагар, чем Авраама. В смелом решении, сделанном с целью сохранить наследие Авраама и жизнь и благополучие Ицхака, Сара просит Авраама отослать Хагар и Ишмаэля из дома Авраама и Сары.

В соответствии с интуицией Сары, Ишмаэль, предоставленный самому себе, становится знаменитым лучником и воином. Он человек, которого следует бояться, и его влияние и власть, не ограничиваясь землей Израиля, распространятся по всей географической области. Сара чувствует, что никакое образование, обучение или родительское влияние не изменит основную природу Ишмаэля: он дикий, непредсказуемый, опасен и представляет собой угрозу для жизней и идеалов, которые представляет Авраам. Ишмаэль извлечет выгоду из того, что он сын Авраама, и его потомки продолжают поступать так, даже до сего дня. Но потомки не обязательно являются наследниками – ни в физическом смысле, ни, тем более, в вечном духовном наследии.

Тора описывает Ишмаэля как дикого и неконтролируемого. Такова его природа и личность; все остальное, что происходит на протяжении истории человечества в отношении него и его потомков, окрашено этим полноценным описанием. Сара чувствует это почти с самого начала. В Торе записано, что она видела «шутки» Ишмаэля. Раши указывает, что еврейский глагол, который используется для этого, означает нечто гораздо более зловещее, чем просто проявление чувства юмора. Это указывает на способность к убийству и безнравственности, к опасности и безответственности. Это тот же глагол, который сама Тора использует при описании настроения и поведения еврейского народа, когда он поклонялся Золотому Тельцу в пустыне. Раввины также отмечают, что то же слово может означать издевательство, глумление посредством юмора и сарказма, а также сексуальную аморальность.

Юмор, как и все человеческие качества, может иметь как отрицательный, так и положительный аспект. Мы живем в поколении, когда над тем, что священно, насмехаются, а то, что свято, легко попирается. Начало убийства – это легковесное отношение ко многим вещам. Эти вещи включают человеческую жизнь и любые моральные ограничения. Враг, которого мы можем демонизировать, глумиться, насмехаться и постоянно оскорблять, вскоре становится объектом не только осмеяния, но также насилия и подчинения. Когда Ишмаэль высмеивал Ицхака за его благочестие, старательность и очевидное отсутствие практичности в этом мире, Сара почувствовала, что Ишмаэль способен причинить Ицхаку физический вред, если даже не убить его. Вся история подтверждает тот факт, что преследования и холокосты начинаются с оскорблений и шуток, насмешек-глумления и унижения других. Вот почему Тора выступает против такого поведения – во всех формах и при любых условиях.

Шаббат шалом,

Рав Берел Вайн

Перевел с английского Йонатан Рапапорт


* Комментарии ХаРава на английском печатаются его общиной ХАНАСИ в Йерушалаиме
https://www.rabbiwein.com/blog

Добавьте Ваш комментарий

* Обязательно заполнить.
Текст сообщения не должен превышать 5000 знаков