Недельная глава Торы “ВАИКРА” *

Книга «Ваикра» – третья в Пятикнижии. Ее называют также «Торат-коаним», учение священников, поскольку она содержит законы храмовой службы и жертвоприношений, относящиеся к функциям коэнов из колена Леви (отсюда ее название в христианской традиции – «Левит»).

Содержание раздела

Призвав Моше из Шатра Откровения (Мишкана), Б-г сообщает ему общий порядок храмовых жертвоприношений. Первая категория жертв называется «олот» – жертвы всесожжения, которые сжигают полностью. Животное (обычно,бык) приводят ко входу в Мишкан, и хозяин возлагает руки на его голову. Затем быка закалывают, и дежурный коэн окропляет его кровью жертвенник. С животного снимают шкуру, вынимают внутренности, разрезают тушу на части ираскладывают на огне жертвенника. Так же обрабатывают и жертвы всесожжения из мелкого рогатого скота и птиц. Далее описаны различные виды «хлебных даров» («менахот»), которые готовят из муки, растительного масла и ароматных веществ. Часть из них сжигали на жертвеннике, часть отдавали для еды коэнам. Запрещено добавлять в хлебные дары закваску и мед. Следующая группа жертвоприношений – «шламим», мирные жертвы, для которых также используют быков, овец и коз. В отличие от «олот», эти жертвы частично сжигают и частично съедают. Нельзя употреблять в пищу кровь и определенные виды животных жиров – «хелев». Далее описаны жертвоприношения, искупающие преднамеренные грехи, совершенные первосвященником, всей общиной, ее руководителями и рядовымичленами. Приведены детали грехоочистительных жертв, искупающих лжесвидетельство в суде, невыполненные клятвы, нарушение законов ритуальной чистоты и другие прегрешения. Каждое жертвоприношение должно сопровождаться искренним раскаянием и дополняться, если необходимо, возмещением материального ущерба. Если у виновного нет денег для покупки жертвенного животного, разрешается заменить его более дешевым хлебным даром. В конце раздела описаны жертвы, которые должны приносить люди, случайно злоупотребившие святыней или доверием ближнего, либо совершившие другой грех по неведению.


Благородная дочь злодея

“И призвал Б-г Моше, и сказал ему из Шатра откровения…” (1:1).

У Моше-рабейну было не одно имя, а целых десять: Моше, Йеред, Хавер, Иекутиэль, Авигдор, Ави-Сохо, Ави-Зануах, Тувья, Шмая и Алеви. Зачем ему столько имен? И почему Б-г звал его именем Моше, тем, которое он получил от Батьи, дочери фараона? Ведь получается, что оно подходило ему больше, чем другие имена, характеризовало его каким-то особым образом. Как именно?

Когда на земле появился первый человек, небесные ангелы спросили Б-га: “Что такое “Человек”? Что он собой представляет?” Б-г ответил: “Его мудрость выше, чем ваш интеллект”. Затем Б-г привел к ангелам разных животных и спросил: “Как их зовут?” Ангелы не знали. Тогда Он показал животных Человеку: “Как их зовут?” Человек ответил: “Вот это – буйвол, это – осел… лошадь, верблюд”.

“А ты, – спросил Б-г, – как твое имя?”

“Меня надо звать Адамом, потому что я был создан из земли (адама)”.

“А Я? – допытывался Б-г. – Как ты назовешь Меня?”

“Тебя надо звать Адон-ай. Потому что ты Господин (адон) всего сущего”.

Тогда Б-г сказал: “Я – Адон-ай. Это Мое Имя. Так назвал Меня первый человек”.

Имя – это не просто условный ярлык для выделения объекта. Чтобы дать подходящее имя, требуется глубокая мудрость, превосходящая интеллект ангелов. Ибо имя отражает и описывает саму сущность. Вот почему Моше было мало одного имени. Для словесного описания его величия требовалось

десять имен.

Однако Б-г сказал Моше, что из всех его имен он будет зваться только одним – тем, которое ему дала Батья. Имя Моше образовано от слова “лимшох” – тянуть, вытаскивать: Батья вытащила новорожденного Моше из реки. Ее отец велел убивать всех еврейских мальчиков, но она нарушила указ, рискуя собственной жизнью.

Именно это качество – готовность рисковать жизнью для спасения других – вошло в плоть и кровь Моше, стало неотъемлемой частью его характера, самой души. Из всех качеств пророка именно жертвенность (наряду со скромностью) была преобладающей, и поэтому Б-г звал Моше этим именем, полученным от его самоотверженной спасительницы, благородной дочери злодея.

Впоследствии жертвенность, отеческая забота о людях стала главной чертой многих выдающихся еврейских лидеров. И не случайно многие из них (достаточно упомянуть царя Давида и рабби Акиву) были до своего возвышения пастухами. Заботясь об овцах, защищая их от хищников и давая им пропитание, они исподволь готовили себя к будущей роли пастыря еврейского народа.

Где же кружка?

“Если кто-нибудь согрешит, изменив Б-гу, и злоупотребит доверием ближнего, отрицая, что ему было отдано что-то на хранение или во временное пользование; или будет виновен в грабеже, или присвоении имущества ближнего…” (5:21).

В плавательном бассейне, расположенном в одном из районов Иерусалима, часто пропадала кружка с двумя ручками, которая стояла на умывальнике в раздевалке. Из такой кружки религиозные евреи омывают руки перед едой или после туалета. Время от времени один из посетителей покупал новую пластиковую кружку вместо пропавшей, но она долго не задерживалась – через день-другой исчезала. Наконец, кто-то придумал привязать очередную кружку крепким шнуром – на следующий день от нее остался лишь обрывок шнура. Следующая кружка была защищена от хищения крепчайшим металлическим кабелем с пластиковой оплеткой – тоже пропала.

Прошел месяц, и на умывальнике в раздевалке появилось красивейшее произведение искусств: изящная металлическая чаша с хромированными ручками. Ее стоимость, наверняка, превышала сотню шекелей. “Не то, что день-два – ее здесь не будет через две минуты”, – сказал кто-то из посетителей.

И он ошибся. Прошел день, два, неделя, а чаша с ручками красовалась на том же месте. Непривязанная! Прошел месяц, еще месяц, но никто так и не позарился на нее.

В чем дело? Почему воришка крал дешевку, а дорогую вещь не тронул?

В разделе Торы “Экев” РАШИ объясняет необычное употребление слова “экев” в значении “если”. “Экев” может означать также пятку. РАШИ пишет: надо быть внимательным в исполнении не только “важных”, базовых заповедей, но и тех мицвот, которыми часто пренебрегают, считая их малозначительными, попирают их “пяткой”.

Психологию похитителя кружек можно объяснить. Дешевая пластиковая кружка кажется ему ничейной: “Мне она нужнее…”, – думает он. Но украсть дорогую вещь!? “Что я, вор, что ли?”

Есть и другое, более глубокое объяснение. На стене одного из центральных зданий израильского города часто появлялись неприличные надписи, выведенные спреем. Работники мэрии замазывали их и даже повесили объявление: “Не пачкать стену надписями!” Однако результат был обратный: граффити появлялись все чаще и становились все более неприличными.

Тогда кому-то пришла в голову оригинальная идея. Мэрия наняла художника, и он украсил стену красивой фреской. В результате, граффити исчезли.

Когда ты показываешь человеку, как прекрасен мир, какими красивыми могут быть творения человеческих рук, он становится лучше, благороднее, и ему уже не хочется что-то портить и пачкать. Эстетика возвышает, облагораживает людей.

Объясняя феномен кружек, пропадавших в бассейне, один раввин сказал: “Тот, кто ворует деньги, будет их воровать независимо от того, много их или мало. Но он не присвоит себе то, что кто-то другой дает, жертвует на общественные нужды. Он просто не позволит себе ограбить дарителя”.

В сегодняшнем разделе Торы сказано: “Если кто-нибудь согрешит, изменив Б-гу, и злоупотребит доверием ближнего, отрицая, что ему было отдано что-то на хранение или во временное пользование; или будет виновен в грабеже, или присвоении имущества ближнего…”.

В этой фразе Тора говорит вначале об измене Б-гу, а затем осуждает обман и грабеж людей. На самом деле, любое антиобщественное поведение начинается с отрицания Б-га, с атеизма, потому что, когда нет верховного авторитета Творца, человек дает волю своим самым низким инстинктам и побуждениям. Это начинается с мелкого воровства, а завершается разрушением базовых норм морали и права.


* Комментарии рава публикуются в интернет-версии газеты “Еврейский Мир”, Нью Йорк

Добавьте Ваш комментарий

* Обязательно заполнить.
Текст сообщения не должен превышать 5000 знаков