Недельная глава Торы «ДВАРИМ» *

В этой своей последней речи наш учитель Моше рассматривает события в истории еврейского народа после его чудесного Исхода из Египта. Слова Моше очень личные для него самого и отражают его воспоминания и его взгляд на все события и инциденты, произошедшие в течение 40-летнего странствования еврейского народа в пустыне Синай.

Иногда появляются нюансы различий между описаниями, которыми Моше характеризует прошедшие события, и более объективными описаниями тех событий, записанных ранее в Торе. Это естественно из-за различия между личными воспоминаниями людей о произошедших событиях, и теми же событиями, описанными чисто объективно, что дает им взгляд на те же события, но с другой точки зрения.

Нет необходимости согласовывать два очевидно различающихся описания одного и того же события Торы. Мы знаем, что люди никогда не могут быть действительно объективными и что все, что мы видим и переживаем, всегда фильтруется через нашу личность, мысли и даже предубеждения. Как таковые, мы никогда не можем претендовать на объективность, вспоминая прошлые события и описывая их для будущих поколений.

Дело не в том, что истина является субъективной ценностью, но, скорее, невозможно в рамках ограничений человеческого существования ожидать, что истина была точно описана без влияния личности и субъективного взгляда человека, вспоминающего или описывающего то, что действительно произошло. Только Небеса достигают абсолютно точной истины. Мы, люди, стремимся к такому совершенству, но должны сознавать, что его достижение находится за пределами наших возможностей.

Мы это ясно видим в том, как Моше описывает суть происхождения падения, постигшего еврейский народ в связи с посылкой разведчиков для сбора данных о земле Израиля. Вначале, исходя из Торы, кажется, что Моше сам был инициатором и катализатором этой идеи, которая позже вышла такой ошибочной. Однако, когда Моше возрождает этот эпизод здесь, в книге Дварим, он представляет этот инцидент в совершенно ином свете. А именно – это люди, явившиеся к нему толпой, вынудили его согласиться послать разведчиков, чтобы доставить еврейскому народу отчет о земле Израиля до их фактического вхождения в страну.

Дело не в том, что Моше пытался освободить себя от обвинения и участия в этом печальном инциденте, который обрек это поколение пустыни и оно никогда не вошло в землю Израиля. Просто он зафиксировал для нас свои абсолютные опасения, когда это предложение появилось впервые. В его памяти, он не видит себя как когда-либо инициировавшим это предложение, и описывает себя как участника почти не по своему желанию в последовавшем за этим процессе. В глазах Небес, поскольку Моше позже согласился с требованием общества послать разведчиков, это сделало Моше главным двигателем и, если хотите, зачинщиком в событии разведчиков.  Зачастую в жизни мы, очевидно, являемся невинными жертвами обрушившихся на нас сил, и, тем не менее, несем личную ответственность за последствия нашего участия в событии, каким бы нежелательным и нерешительным оно могло для нас быть. Книга Дварим преподает нам много жизненных уроков, которые, в противном случае, мы можем не заметить, игнорировать и о которых мы можем не догадываться.

Шаббат шалом

Рав Берел Вайн

Перевод с английского Йонатан Рапапорт


* Комментарии ХаРава на английском печатаются его конгрегацией ХАНАСИ в Йерушалаиме, и в его блоге https://www.rabbiwein.com/blog

Добавьте Ваш комментарий

* Обязательно заполнить.
Текст сообщения не должен превышать 5000 знаков