Хотя наш учитель Моше, образно говоря, заваливает врата Небес своими молитвами и мольбами о получении разрешения войти в землю Израиля, его желание не было удовлетворено. На протяжении веков комментаторы предлагали различные объяснения того, почему Небеса, так сказать, остаются столь непреклонными, отказывая его просьбам и молитвам.
Несмотря на то, что много великих и благородных идей было выдвинуто для рационализации и объяснения этого отказа молитвам Моше, сам по себе вопрос остается досадным, даже тысячи лет спустя.
Самый простой и, возможно, наименее удовлетворительный ответ на эту проблему состоит в том, что мы никогда не сможем понять или постичь приговоры и решения Небес. Смертный разум никогда не может пересечь черту вечности, и у него всегда будут оставаться вопросы и трудности. Все это заключено в словах Бога: «Ни один человек при жизни не может постичь или увидеть Меня».
Разумеется, мы очень разочарованы нашей неспособностью обращения с вечностью на основании рационализма. Мы разочарованы осознанием наших ограниченностей, будь то физических, умственных, духовных или даже мирских. Способность жить и действовать в пределах собственных недостатков – это великий талант, и, к сожалению, многие не обладают им и постоянно несчастны, разочарованы, расстроены, пессимистичны и угрюмы.
Все утопические идеи и законы, которые в настоящее время продвигаются в большей части Западного мира, – это просто пристанище от разочарования, которое ощущается каждым, когда осознаешь, что общество несовершенно и что жизнь обычно неупорядочена.
Моше было сказано Небесами, что он не должен более следовать этому курсу молитвы. Он должен отказаться от мечты всей своей жизни и принять волю Небес, даже если он, возможно, не понимает или не соглашается с принятым решением. Это становится частью матрицы величия Моше, поскольку он принимает приговор, вынесенный против него, и мы больше не встречаем того, чтобы он продолжал заниматься этим вопросом.
В своих заключительных словах к еврейскому народу Моше вновь упомянет тот факт, что он не поведет их в землю Израиля, и что он умрет и будет похоронен в земле Моав. Но эти заявления не сделаны им с горечью или жалобой, а просто для констатации той имеющейся ситуации, в которой оказались он и еврейский народ.
Иудаизм – это религия оптимизма, возможностей и многих выборов, но содержит в себе определенную степень фатализма – понимание того, что воля Небес не будет отменена, несмотря ни на что, и независимо от того, насколько непостижимой она может казаться обычному смертному человеку. На идиш эта прожилка фатализма выражается словом «башерт». После того, как мы осуществили все наши попытки и усилия, остается еще этот элемент, который определяет результат после всех наших усилий и кажущихся достижений. Таким является соотношение сотворенного в отношении к его Творцу.
Шаббат шалом
Рав Берел Вайн
Перевод с английского Йонатан Рапапорт
* Комментарии ХаРава на английском печатаются его конгрегацией ХАНАСИ в Йерушалаиме, и в его блоге https://www.rabbiwein.com/blog