ОПУСТЕЛА БЕЗ ТЕБЯ ЗЕМЛЯ!

ПАМЯТИ ЭЛЕОНОРЫ ШИФРИН

Я встретилась с Элеонорой Шифрин в Иерусалиме в июле 2002 г. Мне показалось, что эта красивая элегантная женщина в шляпе – из другого мира. Я тогда не могла представить, какое место в моей жизни займет эта женщина.

Элеонора Шифрин

В тот год я трижды побывала в Израиле. Шла Вторая интифада, иногда в день случались 2-3 теракта, и среди жертв террора было много недавних репатриантов из бывшего СССР. Американская ассоциация евреев из бывшего СССР, которой я руководила, собирала деньги и отправляла чеки пострадавшим в Израиль. С информацией о пострадавших первое время нам помогало Министерство абсорбции. Но вскоре мы объединили усилия с Элеонорой Шифрин, которая не только более оперативно собирала подробную информацию о жертвах террора, но и посещала семьи, стараясь помочь им морально. Сострадание к людям было ей свойственно с юности. С помощью информации, полученной от Элеоноры и ее писем, подобных нижеприведенному, нам стало легче собирать деньги на помощь пострадавшим. 

В Информационном бюллетене, который выпускала Американская ассоциация евреев из бывшего СССР, было опубликовано ее письмо, датированное апрелем 2004 г.:

«Спасибо Вам за все, что вы делаете в помощь нашим пострадавшим от террора… Сердце разрывается от боли, глядя на этих людей – ведь, самого главного им никто не вернет: ни погибшего мужа, ни ребенка, ни навсегда утерянного здоровья и душевного равновесия… Среди пострадавших огромен процент (20-25%) русскоязычных репатриантов, для которых свалившееся горе и связанные с ним хлопоты оказываются еще тяжелее из-за незнания языка и законов, отсутствия родных и накопленных денег. Но в этой страшной ситуации внимание и помощь посторонних людей неизменно трогает людей и вызывает бесконечную благодарность. Мне хотелось бы, чтобы все, кто участвует в этом благородном деле, знали, какие благословения посылаются вам в ответ.»  

Элеонора Шифрин, Иерусалим

Я стала ежегодно бывать в Израиле и вместе с Элеонорой посещать семьи, которым мы помогали. Я стала больше общаться с Элеонорой, узнавать о ее жизни и об Израиле. С ней было всегда интересно. Мне импонировали ее искренность, простота и уважение к собеседнику.

В 2004 г. мы вместе с Элеонорой посетили семью, где родители погибли в теракте и трех маленьких девочек воспитывали дедушка с бабушкой. Я привезла чек для этой семьи. Семья недавно переехала в новую квартиру, где все было хорошо, только дедушка с бабушкой спали на полу – на кровать денег не хватило. Так что чек оказался кстати. У Элеоноры на груди был значок: “Свободу Полларду!” Меня поразило, что она готова была рассказывать о Полларде всем, даже детям.  

Возмущенная несправедливостью по отношению к американскому гражданину  Йонатану Полларду, который был осужден в 1986 г. на пожизненное заключение за то что, работая в разведке американского военно-морского флота, передал израильскому правительству сведения, которыми США обязались делиться со своим союзником согласно заключенному ранее соглашению, но не делали этого. Элеонора Шифрин посвятила более 25 лет борьбе за освобождение Полларда. В 2004 году Элеонора, будучи его представителем в русскоязычной прессе, приехала в Америку, чтобы встретиться с Йонатаном Поллардом в тюрьме и взять у него интервью. Я встречала ее в Нью-Йоркском аэропорту и принимала у себя дома.

Все больше русскоязычных американских организаций включались в сбор денег на помощь семьям раненых и убитых жителей Израиля, особенно после публикации в газете обращения Элеоноры:

Помните: каждое написанное письма сенатору или конгрессмену с требованием оказания поддержки Израиля, каждая молитва за выздоровление раненых в бою или терактах, каждая свеча, зажженная в память о погибших, и каждый доллар, оторванный от семейного бюджета, в помощь раненым, овдовевшим, осиротевшим – это ваш вклад в нашу общую борьбу за нашу страну, за нашу землю и за будущее нашего народа. Так вы осуществляете главный принцип иудаизма: “Все евреи ответственны друг за друга.” И пока мы вместе – никаким врагам нас не одолеть!”

Пришлось Элеоноре стать израильским координатором помощи жертвам террора русскоязычными организациями Америки, a мне – американским. Наше тесное сотрудничество продолжалось более 17ти лет.  Постепенно мы подружились. Элеонорa снабжала нас информацией о раненых, посещала вместе с нами раненых в госпиталях, помогая вручать чеки, и годами поддерживала связь с ранеными и их родными. Все это она делала добровольно, хотя это стоило ей огромных душевных сил. Анна Гринберг (“New Jersey Support Israel”) так написала об Элеоноре после очередной встречи с ней: «Я не устаю удивляться ее мужеству, отзывчивости и неутомимости. Надо иметь огромное сердце, чтобы вместить в него все те трагедии, с которыми встречается Элеонора, находить правильные слова поддержки родителей раненых солдат, детей, мужей и жен пострадавших в самые тяжелые дни их жизни. И при этом оставаться бодрой, приветливой и готовой помогать новым людям, не забывая прежних, поддерживать контакты с ними и приходить к ним на помощь в трудные минуты.»

В апреле 2005 г. Элеонора Шифрин привезла в город Сдерот для раненой Рути Захави, потерявшей в теракте единственного ребенка, чек от Общества «Наш Израиль» из Филадельфии. В этом теракте у Рути оторвало одну ногу ниже колена и покалечило другую, Рути была удивлена, что кто-то в Америке знает о ее трагедии. Элеонора написала об этом посещении так, что по всей Америке началась «Операция Рути»:

«Бедная женщина начала понимать, что ей надо заново учиться жить среди осколков прежней жизни… В доме сестры она – как случайно уцелевшая щепка от разбитого корабля… Я и сама в состоянии шока. Любой, у кого есть сердце, захочет помочь этой несчастной женщине, у которой глаза, как у потерянного щенка. Ей так необходима финансовая помощь, но еще больше – моральная поддержка!»

В сущности, «Операцию Рути», т. е. обучение Рути новой специальности online, задумала сама Элеонора, найдя исполнителей этой акции в Израиле. Mы (Американская ассоциация евреев из бывшего СССР) собрали деньги, закупили в Америке необходимое оборудование, привезли его в Израиль и вручили Рути вместе с чеком. Олег Шпаннер, израильский исполнитель, установил компьютер и принтер. Анна Гринберг вместе с Элеонорой посетила Рути через полгода и вручила ей еще один чек. Рути поделилась тогда своей радостью: “Я начала ходить (на протезе)!” Но самое главное – в ней пробудился интерес к жизни – благодаря идее Элеоноры и нашей моральной и материальной поддержке.

В этом эпизоде отразилась суть страстной натуры Элеоноры. Чтобы она ни делала, она вкладывала в это всю душу. К раненым солдатам, особенно одиноким или у которых семья была далеко и не могла помочь, Элеонора относилась, как к своим детям, и они чувствовали ее любовь. У одного раненого солдата родилась дочка, он перенес повторную операцию на колене, а семье надо было срочно переезжать. Его друзья помогли им переехать на новую квартиру, поскольку Бен с трудом передвигался на костылях, а Элеонора разыскивала для ребят кровать и плиту подешевле, поскольку Бен не мог спать на полу, и он с женой устали от сухомятки.

Если мы шли с ней в дом, где был маленький ребенок, у Элеоноры всегда была с собой одежка для малыша и игрушка. И все малыши шли на руки к незнакомой тете, как к родной бабушке. Чувствуя искренность ее отношения, наши подопечные присылали ей видео своих малышей, зная, что ей это интересно.

Элеонора одинаково с любовью относилась к ашкеназским, марокканским, французским и эфиопским раненым солдатам, друзам и бедуинам, которые служили в ЦАХАЛе. Она страдала, чувствуя дискриминацию героя-друза, когда он слишком долго не получал пенсию по инвалидности.  Особенно внимательно она относилась к солдатам, страдающим «пост-травмой» (post-traumatic stress disorder). Это состояние труднее всего доказать медицинской комиссии, поэтому ребята вынуждены были платить большие деньги адвокатам и долго добиваться пенсии по инвалидности. Так что они страдали не только психически, но и материально, пока длился этот процесс.

Одинокий солдат, страдающий от пост-травматического синдрома, писал: “Благодаря Вам я сумел выжить до получения пенсии по инвалидности. Мои слова не могут передать всю глубину моей благодарности и любви к Элеоноре, которая волнуется и заботится обо мне, как родной человек, и вам, моим далеким друзьям… Вы дали мне понять, что я не совсем одинок в этом мире.”

Однажды другой такой солдат пригласил нас с Элеонорой на день рождения, который пришелся на день праздника Лаг-ба-Омер. Празднование было в небольшом поселке в пригороде Иерусалима. Мы приехали пораньше, чтобы поговорить с Давидом. Он сказал, что 5 лет он не только не праздновал день рождения, но, вообще, не мог ни с кем разговаривать. Давид сказал также, что Элеонора, ее забота и внимание, и девушка, которая навещала его в психиатрической больнице, вывели его из этого ужасного состояния. Это был замечательный праздник при свечах. Давид решился и сделал предложение своей девушке в тот вечер. Осенью они поженились, у них родилось двое детей. Давид учится и подрабатывает. Мы с Элеонорой бывали в гостях у этой семьи. Ребята принимали нас как дорогих гостей.

В верхнем ряду стоят Э. Шифрин, Давид и И.Аролович

Мы получаем благодарственные письма от раненых и их родителей. Один раненый солдат написал в 2020 г.: “У вас удивительная женщина в Израиле. Элеонора всегда чувствует, когда я нуждаюсь в помощи. Мы благодарим Б-га, который послал ее на Землю, чтобы она заботилась о нас.

Элеонора безгранично любила Эрец Исраэль. Когда мы с ней подружились, она стала устраивать мне “Mini-vacations”: неделю мы с ней посещали раненых в госпиталях и дома, а 3-5 дней проводили то в Эйлате, то в Галилее, где она знакомила меня с разными уголками страны, наслаждаясь моим восхищением. Мы побывали с ней в

Хевроне на могиле Праотцев и в Музее памяти погибших в 1928 г., в «Иродионе» в Самарии; в заповеднике, где собраны все библейские растения. Элеоноре самой было все интересно, и меня поражала ее способность удивляться и радоваться даже мелочам.

Летом 2015 г. Элеонора с удовольствием приняла мое предложение проехать по Сербии и Хорватии. Это было незабываемое путешествие. Элеонора была водителем, а я – штурманом.  Элеонора наслаждалась каждой минутой, даже гуляя под проливным дождем по чудному парку «Плитвицкие озера». Всюду, где была возможность, Элеонора знакомилась с людьми – с попутчицами на катере вокруг острова Корчула, или с хозяином квартиры в Дубровнике. Она вызывала доверие, а людей располагал к разговору ее искренний интерес.

Когда Элеонора была последний раз в Америке, она провела огромное число выступлений, иногда в Нью-Йорке и Нью-Джерси в день она выступала 2, а то и 3 раза. Элеонора была опытным лектором и имела отличную память, однако она всегда готовилась и зачастую нервничала перед выступлением – независимо от размера аудитории.

Элеонора при всей своей женственности была очень решительным человеком. Однажды, будучи в Эйлате, мы взяли автобусную экскурсию в Иорданию к величественным руинам Петры. Автобус остановился на расстоянии полукилометра от Петры. Пассажирам было предложен вариант проехать этот отрезок пути на лошади.  Элеоноры села на лошадь и гордо поскакала, как настоящая наездница (в длинной юбке и шляпе).

Узнав о вреде, который наносится пище в микроволновке, Элеонора немедленно выбрасывает ее. А решив, что не хочет больше слушать пропаганду по израильскому телевидению, выбрасывает и телевизор (радио она доверяла больше).

Элеонора ничего не боялась. Немало людей, пострадавших от террора, которым мы помогали, жили в Иудее и Самарии. У Элеоноры было разрешение на ношение оружия, и в сумочке всегда был пистолет, чтобы отстреливаться в случае нападения. Поскольку вести машину и одновременно стрелять невозможно, она старалась взять попутчиком молодого парня или девушку (в Израиле на автобусной остановке, на выезде из города, всегда несколько человек ожидает “тремпа”).

В 2008-19 г.г. Элеонора, откликнувшись на предложение «киношника» Олега Шпаннера, – уже будучи нездоровой – написала сценарий и участвовала в создании документального фильма о том, как раненые преодолевают свои физические и психические проблемы, связанные с ранением. Фильм назван «Преодоление» (“Overcoming”) и переведен на иврит и русский языки.

Элеонора была искренним патриотом Израиля. Она отпраздновала 40-летнюю годовщину своего прибытия в Израиль, пригласив близких друзей и барда Михаила Фельдмана.  Элеонора глубоко переживала пресловутое «размежевание» и трагедию Гуш-Катифа. Она возила меня в Музей Гуш-Катифа, знакомила с «выселенцами».

Когда я со своими друзьями оказалась в Иерусалиме в день Поминовения павших (Yom haZikaron), Элеонора повезла нас утром на военное кладбище на горе Герцля, где проходила официальная церемония, а вечером – на местную церемонию Поминовения павших в ее районе Рамот. Нас поразило, что основной возраст присутствовавших был 25-35 лет, т.к. погибшие были их одноклассниками или друзьями. Этот трогательный вечер остался в нашей памяти навсегда, и это было важно для Элеоноры. Мне запомнилась также искрящаяся весельем демонстрация молодежи в День Иерусалима, которую Элеонора как-то показала мне, радуясь вместе со мной.

Она была цельной натурой, жизнерадостным, сильным, энергичным и добрым человеком. Элеонору отличали энциклопедическая образованность, интеллигентность, страстность и непримиримость к бюрократам. Но главной чертой была ответственность за Израиль и за весь еврейский народ. Ее сердце было наполнено болью за свое государство, которое все дальше отходит от иудаизма.

Когда я впервые побывала у Элеоноры дома, меня поразили большие портреты ее мужа Авраама Шифрина в каждой комнате, а также резные элементы мебели, сделанные им. В доме витал дух их любви. Они поженились в 1974 г., когда Элеоноре еще не было 26ти, а Аврааму – 50, и прожили вместе счастливых 24 года, будучи соратниками во всем. Тогда их благословили под хупой на побережье Средиземного моря знаменитый раввин Шломо Карлебах, главный раввин Израиля Исраэль-Меир Лау и молодой рав Кук. Позже их дочь с мужем раввином откроют в Цфате синагогу имени Шломо Карлебаха.

Элеонора стала мне очень близким человеком. В жизни Элеонора вела себя просто, любила и знала поэзию и классическую музыку, была верным и отзывчивым другом, интересным собеседником, отличной и гостеприимной хозяйкой, любящей матерью и бабушкой. У нее осталось двое детей и 10 внуков. Я выражаю свое сочувствие и соболезнование семье и всем друзьям Элеоноры Шифрин по обе стороны океана.

Элеонора Шифрин выполнила свою миссию на земле. Ее будут помнить добром тысячи людей. Светлая память этой замечательной женщине, Человеку с большой буквы! Пусть земля будет ей пухом…

2021 г.

5 комментариев к “ОПУСТЕЛА БЕЗ ТЕБЯ ЗЕМЛЯ!”

  1. Спасибо, дорогая Инночка, за тёплую статью об Элеоноре. Благодаря Вам у меня тоже была счастливая встреча с Элеонорой Шифрин. По Вашей просьбе Эдеонора пришла на презентацию моей книги в Иерусалиме в 2017-м. Мы познакомились, и с первых минут возникли теплота, взаимопонимание. Помню остроумные шутки Элеоноры, её доброжелательность. Как важно оставить добрый след в судьбах и памяти.

    Ответить
  2. Мне посчастливилось присутствовать дважды на встрече Элеоноры Шифрин в городке Фэер Лоун (Нью Джерси).Неизгладимое впечатление остались у нас в памяти на всю жизнь.
    Трудно что либо добавить к написанному преданной помощнице Инне Аралович о своей самой близкой подруге. Инна продолжает выполнять благородную миссию. Все кто был знаком с Элеонорой Шифрин, слышал ее, читал статьи переводы всегда будут помнить этого великого человека.
    Светлая ей память.

    Ответить
  3. Все так и есть, как написала Инна. Мне тоже посчастливилось тесно сотрудничать с Элеонорой в деле помощи пострадавшим от террора.
    У нее удивительным образом сочеталась тонкая женская интуиция и четкая мужская логика.
    Человеком она была, конечно, незаурядным.
    Надеюсь, ее тепло встретили на Небесах.

    Ответить
  4. Светлая Память Элеоноре Шифрин.
    Низкий Поклон всем продолжателям ее начинаний .

    Ответить

Добавьте Ваш комментарий

* Обязательно заполнить.
Текст сообщения не должен превышать 5000 знаков