Недельная глава Торы «ВАИГАШ» *

В то время, когда история Иосифа и его братьев достигает своей драматической кульминации в чтении Торы этой недели, у нас остается много неотвеченных вопросов, касающихся этого уникального повествования. Один неотвеченный вопрос таков: как много наш отец Яаков в действительности знал о событиях, описанных ранее в чтениях Торы? Есть разные направления мысли по этому вопросу. Раши и Мидраш, похоже, верят, что Яаков к концу своей жизни определенно был осведомлен о всей драме и об участниках этой истории. Он косвенно ссылается на нее на смертном одре, особенно в отношении Шимона и Леви, за их агрессивное поведение в отношении Иосифа.

Яаков также, видимо, одобряет Иегуду за его первоначальную умеренность в отношении  Иосифа, и за его смелость и героизм, проявленные впоследствие при защите Биньямина и противостоянии Иосифу. Пожалуй, можно с надежностью сказать, что, даже если Яаков не знал всех подробностей истории, он знал в общем ее факты и мог соединить их для себя вместе.

Реакция Яакова видна в благословениях, которые он дает своим детям, в его последних словах всем участникам этой драмы. Трудно поверить, что Яаков не спросил бы Иосифа, как он попал в Египет и как он поднялся до такого выдающегося положения власти и влияния. Одним из отличительных признаков отношений между Яаковом и Иосифом был тот факт, что они понимали друг друга в большей мере, чем в обычных отношениях между родителем и ребенком, и были чувствительны ко всем нюансам характера, которыми они обладали.

Есть другие источники и комментаторы, которые, видимо, считают, что Яаков в действительности никогда не знал всю эту историю, что привело Иосифа к необходимости «закрыть Яакову глаза своей рукой», чтобы он никогда так и не узнал о расколе в семье и о последствиях, которые, в конечном счете, привели сыновей Израиля в ссылку в Египет.

Все родители знают, что есть вещи о их детях и их потомках, о которых они не хотят быть информированы. Иногда в семейных делах незнание – это поистине благо, и в свои золотые годы, в окружении семьи, Яаков почувствовал себя утешенным. Среди детей тоже есть естественная тенденция пытаться скрыть от своих родителей нежелательные новости, злые веяния и ненужную тревогу.

Теперь, когда семья воссоединилась в Египте и живет в земле Гошен в комфорте, если даже не в роскоши – зачем пересказывать горькую историю семейных разногласий? Тора, похоже, указывает, что последние 17 лет жизни Яакова были действительно его золотыми годами – окруженный семьей, уважаемый и почитаемый обществом, в котором он теперь оказался. Зачем обременять пожилого мужчину историей, которая лишь вновь откроет раны и создаст ненужную тревогу и даже сожаление? Яаков отправится в место своего последнего успокоения эмоционально цельным, примиренным даже со своим братом Эйсавом, и, определенно, в мире со своими детьми и семьей. Какое бы из [существующих] мнений мы ни избрали, Тора рассказала все, что нам необходимо знать об Иосифе и его братьях, о нисхождении еврейского народа в египетское общество, об их, в конечном счете, рабстве, и об их [последующем] спасении.

Шаббат шалом,

Рав Берел Вайн

Перевел с английского Йонатан Рапапорт


* Комментарии ХаРава на английском печатаются его общиной ХАНАСИ в Йерушалаиме
https://www.rabbiwein.com/blog

Добавьте Ваш комментарий

* Обязательно заполнить.
Текст сообщения не должен превышать 5000 знаков