Содержание разделa
Кончиной Йосефа завершилась эпоха праотцов. Раздел «Шмот», первый в одноименной книге, начинается с рассказа о закабалении евреев в Египте. Боясь их быстрого численного роста, фараон велит повитухам убивать новорожденных еврейских мальчиков, но его приказ не выполняется. Тем временем у супругов Йохевед и Амрама из колена Леви рождается Моше, будущий предводитель, законоучитель и величайший пророк Израиля. Стремясь спасти младенца от неминуемой гибели, мать кладет его в просмоленную корзину и пускает по течению Нила. Ребенка находит дочь фараона. Она усыновляет его и, по предложению Мирьям, сестры Моше, берет в кормилицы мать ребенка Йохевед. Проходят годы. Однажды молодой египетский принц Моше становится свидетелем того, как египтянин жестоко бьет еврея. Моше убивает египтянина и, спасаясь от возмездия, бежит в страну Мидьян. Там он выручает из беды дочерей местного священника Итро и женится на одной из них – Ципоре. У горящего, но не сгорающего куста Б-г открывается Моше и поручает ему вывести евреев из Египта в Эрец-Исраэль. Моше возражает: евреи, мол, не поверят, что он посланник Всевышнего. Тогда Б-г укрепляет репутацию пророка тремя сверхъестественными знамениями. Моше жалуется на свой речевой дефект, и Б-г назначает Аарона, брата Моше, его помощником. Братья встречаются в Египте и вместе идут к фараону, чтобы от имени Б-га потребовать: «Отпусти народ мой!» Фараон категорически отказывается выполнить ультиматум, отвергает Б-га и усиливает эксплуатацию еврейских рабов. Те обвиняют Моше в безответственном поведении, но Б-г заверяет пророка, что все идет по намеченному плану: процесс освобождения только начинается.
Манифест антисемитов
“И возвысился новый царь над Египтом, который не знал Йосефа. И сказал он народу своему: “Вот, народ сынов Израиля (красиво звучит, не правда ли?) многочисленнее и сильнее, чем мы. Давайте перехитрим его, а не то умножится он и, случись война, присоединится и он к неприятелям нашим, и будет воевать против нас, и уйдет из страны” (1:8-10).
Эти слова достойны стать манифестом антисемитов всех времен и народов! Во-первых, как можно “не знать” Йосефа?! Того самого еврея Йосефа, который правил страной целых 80 лет. И как правил! Благодаря ему Египет был единственной в мире страной, не только не пострадавшей от глобальной засухи и неурожая, но и сумевшей получить огромные прибыли от продажи заготовленного тем же Йосефом хлеба. Вот и надейся после этого на людскую благодарность.
Современные ученые сомневаются в том, был ли Йосеф реальной исторической фигурой, поскольку им до сих пор не удалось найти ни единого упоминания о нем в древнеегипетских хрониках и на сохранившихся памятниках. Потому и не нашли, что египтяне “не знали” о Йосефе уже в следующем поколении.
Что касается обращения фараона к египетскому народу, тут полный букет знакомых нам с детства обвинений. От абсурдного “многочисленнее и сильнее, чем мы” до “а не то умножится он”. Прямо как у Высоцкого: “Евреи, евреи, кругом одни евреи”? Сплошное еврейское засилье. С одной стороны, фараон ставит на них клеймо “пятой колонны”, а с другой, боится, что они уйдут из страны. Где логика? А разве больше логики было в отношении к евреям нацистских и советских властей?
Слово “мимену” – “(многочисленнее и сильнее,) чем мы” – можно перевести также как “от нас”, “за наш счет”. Фараон хотел сказать своим подданным, что евреи – ловкие и пронырливые торговцы, что они наживаются “за наш счет”, используют в своих интересах голод и лишения простых египтян, и значит, нажитое ими богатство должно принадлежать Египту.
Во всех странах и во все эпохи евреи преуспевали благодаря своему таланту и трудолюбию, но их ненавистники твердили: “Эти евреи губят и грабят страну”. Фараон обращается к “народу своему”, подразумевая, что хотя евреи прожили в Египте более ста лет и в немалой степени способствовали его процветанию, они все равно остались чужаками, внутренней угрозой, потенциальными перебежчиками, готовыми в любой момент “присоединиться к неприятелям нашим”.
Парадокс заключается в том, что евреи еще не стали народом к тому времени. Этот статус они получили лишь после Исхода при даровании Торы у горы Синай. Однако антисемитизм уже существовал. На самом деле, он проявился в Египте еще раньше, при Йосефе. В разделе “Микец“, когда Йосеф, скрываясь под маской сурового правителя, пригласил своих братьев за стол, Тора неожиданно сообщает: “И подали ему особо и им особо, а египтянам, евшим с ним, – особо, ибо не могут египтяне есть с евреями, потому что это мерзость для египтян” (Берешит, 43:32). Будь ты хоть трижды правителем, все равно – “мерзость”.
Удивительно ли теперь, что в Японии, никогда не входившей в число стран еврейского рассеяния, издаются “Протоколы сионских мудрецов”, а в кичащейся своим либерализмом Европе, чья земля пропитана кровью жертв “окончательного решения”, снова нарастает волна юдофобии? Евреи уходят из Европы, а ненависть к ним остается. Как фантомная боль в ампутированной конечности.
«Не могу поступаться принципами»
И сказал фараон: “Вот, народ сынов Израиля…. Давайте перехитрим его, а не то умножится он и, случись война, присоединится и он к неприятелям нашим, и будет воевать против нас, и уйдет из страны” (1:9-10).
О том, что евреи – авангард человечества, знают все. Они составляют 22,5 процентов всех нобелевских лауреатов, хотя их доля в населении земного шара меньше 0,2 процента (1 еврей на 500 человек). Многие изобретения в науке, технике, медицине и экономике принадлежат евреям. Из самых последних это интернет, Google, Facebook, Whatsapp, вакцины от коронавируса…
Что же касается ядерной энергии, здесь процент евреев гораздо больше, чем среди лауреатов Нобелевской премии. В Америке атомную бомбу создавали Лео Сцилард, Нильс Бор, Оге Бор, Лиза Мейтнер, Рудольф Пайерлс, Отто Фриш (племянник Лизы Мейтнер), Вальтер Цинн, Эдвард Теллер и, наконец, Роберт Оппенгеймер.
Среди разработчиков и создателей советской атомной бомбы этот список еще более внушительный: «папа физиков» Абрам Йоффе, Исаак Кикоин, Юлий Харитон, Яков Зельдович, Ефим Славский, Лев Ландау, Исаак Померанчук, Георгий Флеров, Борис Ванников, Лев Альтшуллер, Вениамин Цукерман, Павел Ямпольский, Давид Франк-Каменецкий, Семен Беленький, Израиль Гельфанд, Исаак Халатников, один из «отцов» термоядерной бомбы (наряду с Андреем Сахаровым) Виталий Гинзбург. И это далеко не полный список.
Американцы первыми создали бомбу, а Советам помогли «ядерные шпионы», тоже, в основном, евреи, если не считать немецкого физика сына лютеранского пастора Клауса Фукса и Джона Кернкросса (одного из «Кембриджской Пятерки», группы советских шпионов в Великобритании): Моррис и Лона Коэн, Теодор Холл, Жорж Коваль, Сэвиль Сакс, Оскар Себорер, Мортон Собелл, Ирвинг Лернер, Артур Адамс, Дэвид Грингласс, Гарри Голд, Юлиус и Этель Розенберг. (Розенберги были единственными гражданскими лицами, казненными в США за шпионаж в период холодной войны.)
Вероятно, перед каждым из них стоял выбор: что тебе дороже – страна, где ты живешь, или твои принципы, и они выбрали последнее, став предателями.
Прежде чем весь мир узнал о сталинском терроре, унесшем жизни миллионов людей, многие западные интеллектуалы считали коммунистическую Россию свершившейся утопией. Коммунистическая идея была очень близка еврейскому складу ума. Не случайно евреи шли в авангарде всех социальных революций, которыми богата мировая история. Такие концепции, как равенство всех людей перед законом, забота общества о бедных, больных, отвращение к любой форме угнетения, справедливое распределение материальных благ, заложены в Торе и были заимствованы социалистами. Кроме того, атомные шпионы считали, что монополия Америки на ядерное оружие представляет угрозу для мира в послевоенную эпоху.
Любопытно, что эти еврейские шпионы почти не получали материального вознаграждения от Советов, если не считать орденов и пожизненного права на бесплатный проезд в московском общественном транспорте. Живя в Бруклине, этим правом было весьма трудно воспользоваться. Они добывали и передавали атомные секреты за идею.
И сказал фараон: «Давайте перехитрим его (народ Израиля), а не то умножится он и, случись война, присоединится и он к неприятелям нашим, и будет воевать против нас, и уйдет из страны”. Фараон был не глуп. Он, видимо, понимал, что евреи «играют не по правилам», что они могут быть нелояльны, если речь идет о принципах, и эти принципы могут толкнуть их на «измену родине».
Да, были и есть среди нас такие, кто под влиянием принципов (или того, что они считали «принципами») совершали трагические ошибки, а порой и преступления, в том числе и против своего народа. Но большинство, огромное большинство наших братьев использовали этот дар Свыше – верность своей совести – на благо своей страны, общества и человечества.
* Комментарии рава публикуются в интернет-версии газеты “Еврейский Мир”, Нью Йорк