Ничто человеческое не вечно. Пожалуй, единственным исключением из этого правила является сама человеческая природа, которая, кажется, не изменилась со времен сада Эдена и до сего дня. Так что мы не должны удивляться содержанию этой недельной главы Торы.
Еврейский народ был в Египте века. Они жили за счет плодородной земли Гошена. Они были высокоуважемыми, явно зажиточными, и считали себя в безопасности в земле своего изгнания. Память об их лидере Иосифе, который был спасителем Египта, все еще жила в их умах, как и в целом в умах египетского населения. Но Иосиф ушел века тому назад, и по мере того, как еврейский народ умножался и продолжал преуспевать среди египетского населения, его правительство, через фараона, стало смотреть на них искоса. Они не были больше согражданами или лояльными подданными, но рассматривались теперь, скорее, как опасное и коварное меньшинство, которое, в силу своего первородства и успеха, могло представлять угрозу египетскому обществу.
Наступила новая эра, отличная от предшествовавших ей веков. Когда Талмуд учит нас, что там поднялся новый фараон, одно из мнений заключается в том, что было очевидным новое отношение к евреям – отношение подозрительности и ревности. Евреи теперь рассматривались как внутренний враг, нелояльная часть общества, угроза существованию фараонов Египта, в частности, и для египетского общества в целом.
Мидраш, похоже, указывает, что евреи не были достаточно чувствительными, чтобы отдавать себе отчет в том, насколько опасным было изменение отношения к ним в целом в египетском обществе. Когда фараон призвал добровольцев прийти ему на помощь в его великих строительных проектах, нас учат, что массы евреев пришли, чтобы помочь построить эти символы могущества и богатства древнего Египта. Тогда фараон, несомненно с помощью и согласия большей части египетского общества, лишил евреев их добровольного статуса, пока они внезапно не обнаружили себя рабами и слугами Египта, а не просто более пришельцами в стране.
И были евреи, которые пожелали сотрудничать с правительственными властями в полицейском надзоре за еврейским обществом рабов. В конце концов, эти евреи тоже оказались жертвами фараона и его жестокого указа. Неудивительно, что так много евреев – согласно различным мнениям раввинов Талмуда и Мидраша – так никогда и не смогли вырвать себя из Египта, даже когда Моше успешно вывел еврейский народ из египетского рабства и из самого Египта.
Несомненно, это закономерность, которую вводит Тора и которая будет применима ко всем последующим изгнаниям еврейского народа по всему миру. Конец эпохи всегда наступает внезапно и неожиданно, нелогично и шокирующе. История конца европейского еврейства, произошедшая почти столетие назад, является отрезвляющим напоминанием об этой закономерности изгнания. Евреи должны быть достаточно мудрыми, чтобы отдавать себе отчет в том, что игнорирование уроков истории – поистине фатальный курс в жизни.
Шаббат шалом,
Рав Берел Вайн
Перевел с английского Йонатан Рапапорт
* Комментарии ХаРава на английском печатаются его общиной ХАНАСИ в Йерушалаиме
https://www.rabbiwein.com/blog