Раши отмечает, что начальная часть чтения Торы этой недели была передана Моше всему еврейскому народу публично, когда они все собрались вместе. Эти законы о субботе, которые представляют собой одну из основных опор иудаизма — соблюдение субботнего дня, как дня отдыха и духовности — были доведены до сведения всех в публичном месте. Никто не обязан был услышать это из вторых рук и верить кому-либо еще на слово – относительно правильного способа соблюдения субботнего дня.
Инструкции все слышали одновременно и четко, публично и окончательно. Соблюдение субботнего дня, в значительной мере, считалось другими культурами по своей сути верой и остается уникально еврейской идеей и кодом поведения. Идея дня отдыха от тяжелого труда недели, безусловно, была адаптирована большей частью человеческой цивилизации. Однако, методология определения и воплощения в жизнь такой абстрактной идеи, как день отдыха, в реальности остается полностью в рамках еврейской традиции и соблюдения Торы.
В нашем обществе, возможно, нет более убедительного признака абсолютной еврейской идентичности, чем соблюдение, освящение и наслаждение субботним днем. Популярный еврейский мыслитель 19-го века высказал трюизм, что больше, чем евреи охраняли и сохраняли субботу, суббота охраняла и сохраняла еврейский народ. Чтобы подчеркнуть этот момент, Тора учит нас, что Шаббат не только сохраняет святость и дух отдельного еврея, но, поскольку он был дан публично всем собравшимся услышать это послание, он также является гарантом сохранения всего еврейского общества и народа Израиля на протяжении веков.
Тот факт, что суббота была таким образом публично разъяснена и подробно описана, учит нас еще одному важному уроку относительно еврейской жизни в еврейском обществе. В Торе есть заповеди, которые справедливо можно назвать частными и личными. Однако суббота имеет не только личное, но здесь обязана быть также и общинная, так сказать, суббота. Евреям заповедано соблюдать субботу в своих частных домах, но должна быть и, так сказать, общественная суббота. На Еврейской улице обязано быть очевидно, что суббота пришла и присутствует. Публичное осквернение субботы отдельными евреями было гораздо более вредным видом поведения, чем нарушение других заповедей в собственном доме. Часть борьбы здесь, в государстве Израиль, заключается в том, чтобы поддерживать рост и влияние общественной субботы как части еврейской идентичности для всех евреев, которые живут здесь, в нашем древнем доме. Отрицание концепции шаббата для сохранения полной свободы для каждого индивидуума похоже на человека, который просверливает дырку под его или ее сиденьем на корабле и заявляет, что это не повлияет ни на кого другого. Это публичная суббота, в той же мере, как и личная, которая гарантирует выживание еврейского общества, также как и еврейского государства.
Шаббат шалом,
Рав Берел Вайн
Перевел с английского Йонатан Рапапорт
* Комментарии ХаРава на английском печатаются его общиной ХАНАСИ в Йерушалаиме
https://www.rabbiwein.com/blog