Книга «Ваикра» – третья в Пятикнижии. Ее называют также «Торат-коаним», учение священников, поскольку она содержит законы храмовой службы и жертвоприношений, относящиеся к функциям коэнов из колена Леви (отсюда ее название в христианской традиции – «Левит»).
Содержание разделa
Призвав Моше из Шатра Откровения (Мишкана), Б-г сообщает ему общий порядок храмовых жертвоприношений. Первая категория жертв называется «олот» – жертвы всесожжения. Животное (обычно, бык) приводят к входу в Мишкан, и хозяин возлагает руки на его голову. Затем быка закалывают, и дежурный коэн окропляет его кровью жертвенник. С животного снимают шкуру, вынимают внутренности, разрезают тушу на части и раскладывают на огне жертвенника. Так же обрабатывают и жертвы всесожжения из мелкого рогатого скота и птиц. Далее описаны различные виды «хлебных даров» – («менахот»), которые готовят из муки, растительного масла и ароматических веществ. Часть из них сжигали на жертвеннике, часть отдавали для еды коэнам. Запрещено добавлять в хлебные дары закваску и мед.
Следующая группа жертвоприношений – «шламим» – мирные жертвы, для которых также используют быков, овец и коз. В отличие от «олот», эти жертвы частично сжигают и частично съедают. Нельзя употреблять в пищу кровь и определенные виды животных жиров – «хелев».
Далее описаны жертвоприношения, искупающие преднамеренные грехи, совершенные первосвященником, всей общиной, ее руководителями и рядовыми членами. Приведены детали грехоочистительных жертв, искупающих лжесвидетельство в суде, невыполненные клятвы, нарушение законов ритуальной чистоты и другие прегрешения. Каждое жертвоприношение должно сопровождаться искренним раскаянием и дополняться, если необходимо, возмещением материального ущерба. Если у виновного нет денег для покупки жертвенного животного, разрешается заменить его более дешевым хлебным даром. В конце раздела описаны жертвы, которые должны приносить люди, случайно злоупотребившие святыней или доверием ближнего, или совершившие другой грех по неведению.
Благородная дочь злодея
“И призвал Б-г Моше…” (Ваикра 1:1).
С этих слов начинается книга «Ваикра». В четырех из пяти книг Пятикнижия, начиная с книги «Шмот», идет почти непрерывный диалог между Всевышним и Моше.
Многие эпизоды начинаются с обращения «И сказал Б-г, обращаясь к Моше…».
На самом деле, как говорят мудрецы, у Моше было не одно имя, а целых десять: кроме Моше – Йеред, Хавер, Иекутиэль, Авигдор, Ави-Сохо, Ави-Зануах, Тувья, Шмая и Алеви. Зачем ему столько имен? И почему Б-г звал его Моше, т. е. тем именем, которое тот получил от Батьи, дочери фараона? Ведь получается, что оно подходило ему больше, чем другие имена, что оно характеризовало его каким-то особым образом. Как именно?
Когда на земле появился первый человек, небесные ангелы спросили Б-га: “Что такое “Человек”? Что он собой представляет?” Б-г ответил: “Его мудрость выше, чем ваш интеллект”. Затем Б-г привел к ангелам разных животных и спросил: “Как их зовут?” Ангелы не знали. Тогда Он показал животных Человеку: “Как их зовут?” Человек ответил: “Вот это – буйвол, это – осел… лошадь, верблюд”.
“А ты, – спросил Б-г, – как твое имя?”
“Меня надо звать Адамом, потому что я был создан из земли (адама)”.
“А Я? – допытывался Б-г. – Как ты назовешь Меня?”
“Тебя надо звать Адон-ай. Потому что ты Господин (адон) всего сущего”.
Тогда Б-г сказал: “Я – Адон-ай. Это Мое Имя. Так назвал Меня первый человек”.
Имя — это не просто условный ярлык для выделения объекта. Чтобы дать подходящее имя, требуется глубокая мудрость, превосходящая интеллект ангелов. Ибо имя определяет и описывает саму сущность. Вот почему Моше было мало одного имени. Для словесного описания его величия требовалось десять имен.
Однако Б-г сказал Моше, что из всех его имен он будет зваться только одним – тем, которое дала ему Батья. Имя Моше образовано от слова “лимшох” – тянуть, вытаскивать: Батья вытащила новорожденного Моше из реки. Ее отец велел убивать всех еврейских мальчиков, но она нарушила указ, рискуя собственной жизнью.
Именно это качество – готовность рисковать жизнью ради спасения других – вошло в плоть и кровь Моше, стало неотъемлемой частью его характера, самой души. Из всех качеств пророка именно жертвенность (наряду со скромностью) была преобладающей, и поэтому Б-г звал Моше этим именем, полученным от его самоотверженной спасительницы, благородной дочери злодея.
Со временем жертвенность, отеческая забота о людях стала главной чертой многих выдающихся еврейских лидеров. И не случайно многие из них (достаточно назвать Моше, царя Давида, рабби Акиву) были пастухами до своего возвышения. Заботясь об овцах, защищая их от хищников и давая им пропитание, они исподволь готовили себя к будущей роли пастыря еврейского народа.
Ради высших идеалов
“А та душа, которая принесет минху Б-гу…”(2:1).
Зачем нам учить столь неактуальную для нашей жизни тему – про жертвоприношения и службу коэнов? Ведь Второй Храм был разрушен две тысячи лет назад, а к строительству Третьего Храма мы еще не приступали. Почему в еврейском религиозном образовании самых маленьких детей, только приступающих к изучению Торы, ее начинают учить именно с книги Ваикра?
Прежде чем ответить на эти вопросы, отметим, что нынешний шаббат называется «шаббат Захор» (по первому слову в дополнительном отрывке «мафтир» субботнего чтения Торы: «Помни, что сделал тебе Амалек…»). Шаббат Захор всегда предшествует празднику Пурим.
Пурим, как известно, отмечается в память об избавлении евреев Древней Персии от геноцида, задуманного премьер-министром этой империи Аманом, потомком Амалека, злейшего врага еврейского народа. Когда разоблаченный и опозоренный Аман пришел к своему лютому врагу Мордехаю, чтобы по специальному указу царя Ахашвероша воздать ему царские почести: одеть в великолепные одежды и провести по улицам на царском скакуне, тот был погружен в изучение законов жертвоприношений в Иерусалимском Храме. “Что ты читаешь?” – поинтересовался Аман.
“Я учу законы “кемица“: как брать горсть муки и возлагать ее на жертвенник для сожжения, – ответил Мордехай. – Когда стоял наш Храм, человек, приносивший хлебный дар, получал искупление за совершенные грехи”.
“Получается, – огорченно сказал Аман, – что твоя горсть муки перевесила мои 10 тысяч кикаров серебра” (внесенных Аманом в царскую казну за право истребить евреев).
Каббалистическая книга “Зоар” объясняет: того, кто учит “седер корбанот” – порядок жертвоприношений, даже Небесный суд не может осудить. Он лишь констатирует его заслуги. Вот почему в вышеописанной сцене Аман беспомощно развел руками: “Твоя горсть муки перевесила мои 10 тысяч кикаров серебра”. Изучая законы жертвоприношений, Мордехай был неуязвим для врагов: его защищал Сам Всевышний.
Неслучайно речь идет в этом эпизоде о самой дешевой жертве – минхе, хлебном приношении, состоявшем из тонкой пшеничной муки, оливкового масла и благовония (ладана), малую часть которой, полную горсть, “кемица“, сжигали на жертвеннике, а остальное делили между дежурными коэнами. Описание этого приношения начинается со слов: “А та душа, которая принесет минху Б-гу…”. Не важно, что и какой стоимости приносит человек в Храм, каков его имущественный ценз и социальный статус. Его приношение будет обязательно принято, если оно совершается искренне, “от всей души”, ради высших духовных идеалов – “ле-шем шамаим“, во имя Небес. В том и состоит еврейский демократизм, всеобщее равенство евреев перед Б-гом.
Когда простой бедняк, лишенный возможности купить быка, ягненка или даже голубя, протягивал коэну маленькую горсть муки, уместившуюся в его ладони, он, фактически, предлагал ему свою душу. Эта горсть, о которой говорил Мордехай, перевесила “щедрый дар” Амана, жестокого и бездушного правителя, желавшего купить себе за 10 тысяч кикаров право на уничтожение целого народа, который не причинил ему и его государству никакого зла и не представлял никакой угрозы.
Мордехай преподнес Аману и всему миру наглядный урок веры в Б-га и человеколюбия, урок чистоты помыслов, преимущества высокой духовности над грубым материализмом, милосердия над жестокостью. Вот почему книга «Ваикра» занимает центральное место – в прямом и переносном смысле – в нашей Торе. Вот почему она так важна.
* Комментарии рава публикуются в интернет-версии газеты “Еврейский Мир”, Нью Йорк