“УДОБНЫЕ” И “НЕУДОБНЫЕ” ЗАПОВЕДИ

В этом комментарии речь пойдёт об “удобных” и “неудобных” заповедях или заповедях “актуальных” и “неактуальных”.

Хочется поговорить, в частности, о жертвоприношениях, которым, в основном, посвящена глава “Ваикра” – первая глава третьей книги Торы. Ведь жертвоприношения должны возобновиться с приходом Машиаха.

Давайте спросим сами себя: хотим мы участвовать в жертвоприношениях на самом деле – в этих кровавых ритуалах, от которых наш народ начал отвыкать много веков назад? Этот вопрос не обращён, конечно, к членам реформистских и консервативных общин, которые давно исключили из своих молитвенников слова о жертвоприношениях.

Вопрос этот очень важен и ему посвящены многие комментарии. Давайте остановимся на некоторых.

Проблеме жертвоприношений уделил внимание ещё в 15-м веке знаменитый учёный и комментатор ТАНАХа Абарбанель. В своём комментарии к главе “Трума” он размышляет о заповедях, которые, казалось бы, стали неактуальными в отсутствие у евреев Храма. Абарбанель задаётся вопросом о том, почему Тора уделяет столько внимания заповедям, знание которых никак не влияет на жизнь еврейского народа в целом и отдельного еврея, в частности. Он считает, что у всего сказанного в Торе есть цель: привести человека к духовному совершенству. Не имеет значения, что сообщает Тора. В ней важно всё: и заповеди, и беседы праотцов, и т. д. – всё это представляет собой Б-жественную мудрость, ведущую постигающих её к совершенству.

Исполнение заповеди, являясь кульминацией её изучения, представляет собой единство знания и действия. Разница между знанием и действием заключается в том, что действие ограничено во времени, а знание остаётся с человеком и после совершения действия. Гемара (Менахот, 110а) приравнивает изучение законов жертвоприношений к реальному принесению жертв. И изучение законов жертвоприношений, и само принесение жертв приводит к осознанию человеком величия Вс-него и Его мудрости.

Раввин Элиягу Гладштейн в своём комментарии к главе “Ваикра” (сборник комментариев к Торе “Свет в колодце”) пишет: “Третья книга Пятикнижия – книга ‘Ваикра’ в большинстве случаев производит тяжёлое впечатление на человека, не “испорченного” иудаизмом. Основной темой книги являются так называемые корбанот – жертвоприношения в Храме. По-видимому, многие поколения, изучая её, задавались одним и тем же вопросом: зачем рядовому читателю знать все эти подробности, к чему столь детальные описания?.. ”

Следует отметить, что слово “корбан”, переводимое на русский как “жертвоприношение” (именно к этому переводу мы привыкли), переводится с иврита более точно как “приближение”. Это означает, что принесение жертвы служит фактически “приближением” человека к Б-гу.

Далее Рав Элиягу Гладштейн рассматривает процедуру приближения на примере корбана “Хатат”: “Так как любой поступок человека состоит из трёх элементов: интеллектуального, эмоционального и физического действия, – корбан призван исправить все три элемента. При принесении в жертву животного, а в частности, животного, сидящего внутри нас, человек должен был осознать суть ошибки, ему предшествовавшей, и, таким образом, исправлял её на уровне мысли. Далее внутренности животного сжигались на жертвеннике, корректируя тем самым эмоциональную составляющую нарушения. После этого ноги животного сжигались на жертвеннике – так осуществлялось исправление на уровне действия. В заключительной части процедуры жертвоприношения кровь жертвы разбрызгивалась на алтаре, что символизировало исправление нефеш – самой низкой из ступеней души, связующей тело с четырьмя её более высокими уровнями”.

Арье Барац в своей книге “Два имени Единого Б-га” комментирует поднятую проблему следующим образом: “…кровавый характер храмовых жертв у многих вызывает предубеждение. Причём, это предубеждение может носить как “патологический”, так и “адекватный” характер. “Патологическое предубеждение приписывает евреям сатанинскую жестокость, в частности, храмовые жертвы всегда служили одним из обоснований кровавого навета. Ещё в 20-м веке Розанов писал: “Если израильский Б-г любит обонять запах жертв, то евреи неужели же этого не любят?… Всем им хочется крови ягнёнка ли, Ющинского ли”. “Адекватная” неприязнь не видит в храмовой службе ничего, кроме отжившего свой век изуверства. Современный просвещённый человек ещё готов воспринимать жертвоприношения в “контексте эпохи”, однако, любое намерение возродить их в наши дни неизменно вызывает у него сопротивление и недоумение”.

В своём комментарии, озаглавленным “Служение Вс-нему или примитивность” Рав Биньямин Кахане, הי”ד, пишет: “Молитва? Посты? – конечно же! Но – как дополнение к жертвоприношениям, только тогда это будет называться полным служением Вс-нему! Тем служением, которое избрал Б-г! ”

Наверняка найдутся люди, которым не понравится приводимая нами чуть ниже цитата некоего “религиозного” противника жертвоприношений в нашем поколении. В начале 90-х годов один из участников Конгресса по проблеме Иерусалимского Храма и Храмовой горы – с кипой на голове и даже имеющий звание Раввина – произнёс буквально следующие слова: “Неужели ради воплощения нашей религиозности мы должны обонять запах сожжённого мяса?…”. И далее: “Надо знать и помнить, что на протяжении двух тысячелетий все наши молитвы были о возвращении венца святости, Иерусалимского Храма, к служению Вс-нему путём вознесения жертв.

И не стоит думать, что сегодня мы настолько “прогрессивны”, что это уже пройденный этап. Подобные мысли ведут к отказу от значительной доли из числа 613-ти заповедей – а подумывающий об отмене хотя бы одной из них, отрекается от учения Торы во всей её полноте”.

К проблеме “приятных” и “неприятных” тем в Торе Рав Биньямин Кахане, הי”ד, возвращается и в своём комментарии к главам Торы “Тазриа” и “Мецора”. Здесь подробно обсуждаются такие “неприятные темы” как проказа, истечение из тела, ритуальная нечистота, кровотечение и т. п. Кое-кто может подумать: – к чему Торе заниматься такими “неприятными” и “некрасивыми” вопросами. Не лучше бы было, если бы в Торе рассматривались только высокодуховные вопросы?

Ответ заключается в том, что Тора жизненна. Целью Торы является рассмотрение “наболевших” вопросов, которые могут отдалять человека от святости. Тора – это не приятный на слух фольклор, далёкий от проблемных и спорных тем. В этом и заключается величие Торы.

Добавьте Ваш комментарий

* Обязательно заполнить.
Текст сообщения не должен превышать 5000 знаков