Двумя разделами «Матот» и «Масеэй» завершается книга «Бамидбар». Со следующей недели и до осеннего праздника «Симхат-Тора» в синагогах будут читать пятую заключительную часть Пятикнижия – «Дварим» (в русской традиции «Второзаконие»).
Содержание разделa
Матот
Перед вступлением евреев в Эрец-Исраэль Моше объясняет законы обетов и клятв, в частности, когда клятва, данная женщиной, может быть отменена ее отцом или мужем. Затем евреи вступают в войну с мидьянитянами. Ополчение из 12 тысяч воинов, по тысяче от каждого колена, одерживает уверенную победу над врагом. Гибнут все мужчины Мидьяна, пять их царей, а также пророк Билам, безуспешно пытавшийся проклясть евреев в разделе «Балак». Ополчение возвращается в стан с богатыми трофеями, однако Моше осуждает командиров за то, что они оставили в живых женщин Мидьяна, стремившихся совратить сынов Израиля и склонить их к идолопоклонству. После подсчета и распределения трофеев начальники тысяч и сотен докладывают Моше о полном отсутствии потерь среди ополченцев. В благодарность Б-гу и для искупления своих грехов они приносят к Шатру Откровения дары из золота. Представители колен Гада и Реувена просят оставить их в Заиорданье, где есть обширные пастбища для скота. Моше опасается повторения греха разведчиков и вначале отказывает им, но потом соглашается, получив заверения от обоих колен, что они примут активное участие в завоевательных войнах с ханаанскими племенами в Эрец-Исраэль, и лишь затем вернутся на восточный берег Иордана.
Масеэй
Тора перечисляет все сорок две стоянки сынов Израиля в их сорокалетних странствиях по пустыне. Б-г велит им изгнать ханаанские народы из Эрец-Исраэль и уничтожить объекты языческих культов. Он предупреждает, что, если евреи оставят ханаанеев в стране, те станут «колючками в глазах и шипами в боках ваших». Установив границы Страны Израиля, Б-г велит выделить безземельным левитам 48 городов, шесть из которых будут использоваться как убежища для людей, совершивших непреднамеренное убийство. Дочери Цлофхада выходят замуж за представителей своего колена, чтобы закрепить свои земельные наделы за коленом Менаше. Так заканчивается книга «Бамидбар».
Есть о чем задуматься…
«А если она выйдет замуж, а на ней – обеты ее или словесные обязательства (произнесенные ее устами) …» (30:7).
Все мы чувствительны и обидчивы. Нашу гордость так легко задеть. Мудрецы требуют от нас бежать от почестей, но все мы нуждаемся в уважении окружающих, чтобы уважать себя. В иврите почет, слава передаются словом «кавод», но у него есть и другое значение – душа, например в псалме 30, который мы произносим каждый день в молитве: «Чтобы, не смолкая, воспевала Тебя моя душа (кавод)».
Лишить человека его достоинства – это все равно, что отобрать у него душу, а без души он умрет или сойдет с ума. Именно это хотели сделать нацистские чудовища с евреями во время Катастрофы. Ведь если кто-то сходит с ума и воображает себя другой личностью, то отнюдь не директором местного отделения банка, а кем-то более знаменитым и уважаемым, например, Наполеоном или английской королевой.
В Талмуде сказано, что Второй иерусалимский храм был разрушен из-за истории Камцы и Бар-Камцы. У одного человека был друг по имени Камца и враг, которого звали Бар-Камца. Однажды он устроил пир и велел своему слуге: «Пойди и приведи Камцу». Но слуга ошибся и привел Бар-Камцу. Увидев своего врага, хозяин сказал: «Что ты делаешь тут? Убирайся!» Бар-Камца ответил: «Раз уж я здесь, позволь мне остаться, и я заплачу за все, что я съем и выпью». Хозяин ответил: «Категорически нет!» – «Тогда я оплачу половину пира». Хозяин столь же решительно отказал ему и в этом. «Я заплачу за весь пир!» Но хозяин не согласился даже на это и молча вытолкал Бар-Камцу за порог.
Как видим, Бар-Камца был готов потратить огромную сумму, чтобы избежать унижения в глазах собравшихся на пир. И еще он подумал, когда слуга позвал его, что хозяин решил подружиться с ним, и, убедившись, что это не так, испытал еще больший стыд и позор. Стремясь отомстить своему врагу и всем, кто молча присутствовал при этой сцене, он донес римлянам на евреев. В результате римская армия пришла усмирить «бунтовщиков», захватила Иерусалим и разрушила храм. Такой была цена ущемленного самолюбия.
Никто не знает мотивы Всевышнего, почему он посылает нам страдания. Никто не может сказать, что то-то и то-то произошло потому-то. Но когда происходит трагедия и особенно если она происходит недалеко от нас, рядом с нашим домом, мы должны серьезно задуматься и покопаться в своей душе.
В прошлом году 45 евреев были раздавлены насмерть на горе Мерон в праздник Лаг ба-омер. Несколько позже, в канун Шавуота в синагоге, расположенной в иерусалимском пригороде Гиват-Зеев, обрушились трибуны: три человека погибли и более 180 были ранены. А через полтора месяца в Майами в половине второго ночи рухнул 12-этажный 136-квартирный жилой дом: погибли десятки людей. Тот район, где стоял упавший дом, населен на треть евреями с большой долей ортодоксов.
Бетон, кирпичи и арматура ломают кости и убивают. Но слова обладают не меньшей убийственной силой.
Библейская топонимика
«Вот странствия сынов Израиля…» (33:1).
В названиях 42 мест, где евреи останавливались во время странствий по пустыне, скрыт порой глубокий мистический смысл. «И двинулись сыны Израиля из Рамсеса, и расположились в Сукоте» (33:5). Почему это место называлось Сукот? Потому что именно здесь, объясняет комментатор «Бааль а-Турим», к ним впервые явилось «облако Славы», прикрывавшее их, как кровля традиционного шалаша, который евреи строят в праздник Суккот.
«И двинулись от моря Суф, и расположились в пустыне Син» (33:11). Вначале пустыня называлась Син, но, когда евреи получили Десять заповедей, к этому слову добавили букву йуд (числовое значение – десять), и получилось «Синай», Синайская пустыня.
“И двинулись из пустыни Син, и расположились в Дофке. И двинулись из Дофки, и расположились в Алуше” (33:12-13). В Дофке у евреев кончился хлеб, и у них от страха учащенно забились сердца. На иврите “бились” – “дафку“. Но уже на следующей стоянке, в Алуше, для них впервые выпал с неба ман, с лихвой заменивший им не только хлеб, но и все другие продукты питания. Почему это место называется Алуш? В память о гостеприимстве, которое Авраам оказал странникам на третий день после своего обрезания. Завидев незнакомцев на пыльной дороге под жарким солнцем, он, несмотря на послеоперационную боль и слабость, настойчиво пригласил их в свой шатер и велел жене Саре: “Луши ва-аси угот” (“Замеси тесто и сделай лепешки”, Берешит, 18:6). За эту самоотверженность потомки Авраама получили ман в Алуше.
«И двинулись из Митки, и расположились в Хашмоне» (33:29). Хашмона была 25-й по счету стоянкой. Так же звали первосвященника Матитьягу и его сыновей: хашмонаим – хасмонеи. Через тысячу лет после Исхода хашмонаим подняли восстание против греко-сирийских поработителей, в память о котором мы празднуем Хануку. 25-го числа месяца кислев они разгромили врага и очистили Иерусалимский Храм от языческой скверны.
Дни надежды
«И овладейте страной, и поселитесь в ней, ибо вам дал Я эту страну, чтобы вы овладели ею» (33:53).
Рабби Цви-Элимелех из Динова, больше известный по названию своей книги «Бней-Иссахар», обратил внимание на то, что разделы Торы «Матот» и «Масеэй», как бы их ни читали – вместе или раздельно, всегда выпадают на период «Бейн а-мецарим» («между теснинами»), охватывающий три недели траура между постами семнадцатого тамуза и девятого ава.
Период «Бейн а-мецарим» удивительным образом вобрал в себя множество трагических событий еврейской истории. Именно в те дни разведчики, пришедшие из пустыни в Ханаан, окончательно утвердились во мнении, что эту страну, в которую Б-г вел бывших еврейских рабов, не удастся покорить. Их пессимистический (и, по существу, клеветнический) отчет деморализовал евреев. В ночь 9 ава они горько плакали над своими разбитыми надеждами и потребовали вернуться в Египет. Их слезы были напрасными, но Творец дал им в наказание множество причин для плача, на многие века вперед.
Девятого ава – день в день, с интервалом в полтысячелетия – были разрушены два иерусалимских храма – Первый и Второй. Причем, в обоих случаях военное поражение и захват Иерусалима привели к гибели десятков тысяч евреев и к их изгнанию из страны.
В ходе войны, последовавшей за гибелью Второго храма, римские войска сломили сопротивление защитников Бейтара и почти поголовно вырезали всех, кто находился в этой крепости. Это случилось тоже в девятый день знойного месяца ав.
Уже в более близкую нам эпоху, 9 ава 1492 года евреи были изгнаны из Испании. В 1914 году, в тот же день по еврейскому летоисчислению началась Первая мировая война, перевернувшая традиционный уклад еврейских общин Европы и заложившая основы нынешней массовой ассимиляции, а ровно через 28 лет – опять-таки 9 ава – в концлагерь Треблинка отправился первый эшелон смерти из Варшавского гетто. И уже в наше время, в 2005 году, на следующий день после поста тиша бе-ав израильские власти приступили к депортации 10 тысяч евреев из поселений Гуш-Катиф в секторe Газа.
Поистине трагическое время. Горький исторический опыт отразился в поведении религиозных евреев. В эти три недели они проявляют особую осторожность: стараются не отправляться в дальние поездки, откладывают дела, осторожнее переходят улицу и, как правило, не купаются в бассейне и в открытых водоемах. Существует также целый ряд траурных обычаев и ограничений.
Но именно в эти тяжелые дни, пишет «Бней-Иссахар», Тора дарит нам надежду. В разделах «Матот» и «Масеэй» рассказывается о предстоящем завоевании и разделе Страны Израиля между еврейскими племенами. Как бы ни была темна ночь и как бы долго она ни тянулась, когда-нибудь – теперь уже очень скоро – наступит рассвет. Надежда звучит в словах Творца: «…ибо вам дал Я эту страну, чтобы вы овладели ею». И хотя сегодня мы не получаем, а, наоборот, уступаем свою землю, мы не должны отчаиваться, не должны забывать, что именно мы – законные и полноправные наследники Святой земли. Мы, и никто другой. Так записано в Великой Книге, истинность которой признает большинство человечества.
* Комментарии рава публикуются в интернет-версии газеты “Еврейский Мир”, Нью Йорк