Глава Торы этой недели открывает семинедельный период утешения и соболезнования, который охватывает период времени между Тиша б’Ав и Рош Ха’Шана. Чтобы должным образом подготовиться к наступающему году и его вызовам, человек должен сначала быть утешен видением лучших грядущих времен и верой в свою способность как-то преодолеть эти вездесущие вызовы. Исцеление происходит тогда, когда человек верит, что впереди еще есть будущее.
Все врачи согласны с тем, что надежда и оптимизм со стороны пациента очень помогают в процессе восстановления после болезни или травмы. Если бы у нас не оставалось времени и видения, чтобы оправиться от печали перед приходом Высоких Святых Дней – эти самые значимые дни нашего года определенно значительно уменьшились бы в наших умах и сердцах.
На протяжении всей книги Дварим боль Моше из-за того, что ему не было разрешено войти в землю Израиля, присутствует явно. Но Моше укрепляется и даже несколько утешается, наблюдая своего ученика и верного последователя Иеошуа, сменившего его в руководстве Израилем, и также твердой уверенностью Моше в том, что народ Израиля успешно завоюет и заселит землю Израиля.
Отпущение и утешение приходят в разных формах. То, что утешает одного человека, может оказаться неэффективным для другого. Но, опять же, все согласны с тем, что такое утешение является необходимым компонентом восстановления и реабилитации тех, кто был подавлен и опечален. Ничто не заменяет утешение и лечение. Иначе невозможно продолжать жить.
В главе [Торы] также рассматриваются десять Синайских Заповедей. Я часто думал, что повторение этого предмета, который, казалось бы, уже достаточно был освещен в книге Шмот, учит нас важному уроку, который вновь может послужить нам источником утешения.
«Первые» Десять Заповедей были даны в начале пребывания евреев в Синайской пустыне. Не было тогда ни золотого тельца, ни жалоб на манну, ни разведчиков, ни Кораха, ни нашествия змей – ничего этого еще не произошло, чтобы уменьшить свет и ауру Синая. В таком совершенном обществе нет оснований не признавать ценности и законы заповедей действительными и даже необходимыми на практике.
Но теперь, сорок лет спустя, Моше стоит после всех разочарований и бунтов, отступничества и низости, гибели целого поколения, и вновь подтверждает нам во «вторых» Десяти Заповедях, что все эти ценности и правила вовсе не изменились. Урок неизменности Торы и Галахи запечатлен в еврейском сердце и уме.
Многое произошло с еврейским народом после речи Моше перед его смертью. Многие ошибочно полагали, что все изменения в технологиях, экономике, мировом порядке и т. д. сделали Десять Заповедей, Тору и Галаху каким-то образом менее применимыми. Моше встает и обращается к нам, чтобы напомнить, что основная опора еврейской жизни, да и всей мировой цивилизации, лежит в этих Синайских словах. Все изменилось, но люди не изменились. Также как и указания Бога для нас.
Шаббат шалом
Рав Берел Вайн
Перевод с английского Йонатан Рапапорт
* Комментарии ХаРава на английском печатаются его общиной ХАНАСИ в Йерушалаиме
https://www.rabbiwein.com/blog