Недельная глава Торы «КИ ТЕЦЕ» *

Содержание разделa

Раздел «Ки Теце» содержит 74 заповеди. Моше сообщает единственно разрешенный способ женитьбы на нееврейке, плененной во время войны. Сын-первенец получает от отца двойную долю наследства, даже если он родился от нелюбимой жены. «Буйный и непокорный сын должен умереть». Тело казненного нельзя оставлять на виселице до завтра. Чужую вещь надо вернуть хозяину, приложив все усилия для его розыска. Мужчинам запрещено носить женскую одежду, а женщинам – мужскую. Если обнаружишь на дороге птичье гнездо, отпусти наседку, прежде чем взять себе птенцов или яйца. Крышу дома надо обнести перилами по ее периметру. Запрещается: засевать поле семенами разных культур, пахать одновременно на быке и осле, носить ткани из смеси шерсти и льна (шаатнез). Мужская четырехугольная одежда должна иметь на углах кисти плетеных нитей – цицит. Приведены законы о запретных отношениях между полами. В военном стане надо соблюдать правила ритуальной чистоты. Беглого раба нельзя насильно возвращать хозяину. Строго запрещена проституция. Нельзя брать с еврея проценты за ссуду. Следует избегать клятв и обетов. Наемному работнику разрешено есть плоды во время сбора урожая, но нельзя брать их с собой. Сообщаются правила развода и повторного брака. В первый год после свадьбы молодой муж освобождается от воинской службы. Давая деньги взаймы, не бери в залог орудия труда должника. Похищение людей карается смертью. Запрещено удалять с тела признаки цараат (проказы). Даже в случае просрочки ссуды кредитор должен вернуть должнику его залог до вечера, если тот нуждается в этом предмете. Нельзя задерживать плату наемному работнику. Родственники преступника не несут за него наказание. Прозелиты и вдовы пользуются особой защитой. Неубранные с полей остатки урожая надо оставлять беднякам. Суд может приговорить человека к телесному наказанию (не более 39 ударов палкой). «Не заграждай рта быку, когда он молотит». На бездетной вдове должен жениться брат ее покойного мужа. Описана процедура освобождения от этой обязанности. Меры и весовые гири должны быть «верными». Раздел завершается указанием «стереть память об Амалеке».


За нами первый шаг

«Если увидишь ты осла брата твоего или быка его, упавших на дороге, не проходи мимо; подними их вместе с ним» (22:4).

Перед нами простая на вид заповедь: надо помогать ближнему загружать и разгружать его вьючное животное, если такая помощь требуется. Однако Тора тут же добавляет условие: хозяин должен сам участвовать в этой работе. Если он сидит на обочине возле своего упавшего под грузом осла и говорит спешащему на подмогу еврею: «Давай-ка, подними его, это твоя мицва», – добровольный помощник вправе ему отказать.

Хафец-Хаим сравнивал эту ситуацию с помощью, которую мы ждем от Б-га. Всевышний помогает нам преодолеть свою лень и апатию в служении Ему, только если мы делаем первый шаг навстречу, протягиваем руку сотрудничества. Если человек активно тянется к святости и духовности, делает усилия «снизу», Б-г поддерживает его «сверху». Но если мы лишь просим Его, а сами ничего не делаем, нас ждет разочарование.

Заключительная часть молитвы Шмонэ-эсре начинается со слов: «Г-сподь мой, защити мой язык от зла». Хорошая просьба. Но если, едва выйдя или даже не успев выйти из синагоги, мы начинаем «чесать» языком, перемывать косточки ближним и дальним, захочет ли Б-г помогать нам в преодолении такого тяжкого греха, как лашон а-ра – злословие?

Та же мысль – инициатива в отношениях с Б-гом должна исходить от нас – заключена и в начальном стихе раздела: «Когда выйдешь ты на войну против врагов твоих, и отдаст их Б-г в руки твои…» (21:10). Под словом «враги» Хафец-Хаим понимал йецер а-ра – порочное начало в самом человеке. Мы первые должны «выйти на войну» со своими недостатками, и лишь тогда удостоимся помощи Небес.

Эта концепция распространяется не только на морально-духовные, но и на бытовые стороны нашей жизни. Даже слабо верящий человек часто обращается за помощью к Б-гу, когда его настигает болезнь. И это правильно: ведь в той же молитве Шмонэ-эсре сказано, что Всевышний – рофе-холим, исцеляющий больных. Однако Б-г предпочитает лечить нас через своих посланников – земных врачей. Поэтому первое, что должен сделать больной – это обратиться к врачу, желательно, самому лучшему, и точно выполнять его предписания, а за Б-гом дело не станет.

Отношения с Б-гом надо строить на конструктивной основе. Он всегда готов помочь тем, кто нуждается в Его помощи, но эту помощь надо заслужить. Как только Он увидит, что мы предприняли хотя бы минимальные усилия, Он тут же сделает шаг навстречу. Б-г хочет излить на нас Свое благо. Собственно, для этой цели Он и создал нас и мир, в котором мы живем.

Да, без личных усилий мы ничего не добьемся. Но нельзя впадать и в другую крайность: не надо думать, что наши успехи целиком зависят от нас. Мудрецы Талмуда учили: «Если бы не Б-жественная помощь, человек не смог бы преодолевать его» (собственную склонность к пороку, йецер а-ра). Формула успеха проста: Б-г не поможет, если мы ничего не делаем, проявляем полную пассивность; но в то же время, без Его помощи мы никогда не смогли бы преодолеть в себе йецер а-ра, как бы ни старались.

Эта идея отражена в заповеди о тфилин. Тфилин состоят из двух коробочек, одну из которых накладывают на голову, а вторую – на руку. Первая коробочка тфилин близка к нашим устам, которые произносят молитву; а вторая приближена к сердцу, что означает убежденность. Однако та же вторая коробочка касается руки, ее самой сильной мышцы – бицепса, который символизирует физические действия.

В самом деле, какой смысл в молитве и убежденности, с которой она произнесена, если слова не подкрепляются действием? Заметьте также, что вначале мы накладываем тфилин на руку и лишь затем – на голову.

Еще один пример мы находим в стихе из раздела «Ницавим»: «Но очень близко к тебе слово это (Тора); в устах твоих оно (в молитве) и в сердце твоем (в убежденности), чтобы исполнять его» (Дварим, 30:14). Мысль та же: твоя искренняя молитва, обращенная к Б-гу, твоя просьба о помощи получит быстрый ответ, только если ты сделаешь первый шаг к ее осуществлению.

Приближаются «грозные дни», и мы твердо надеемся, что Б-г благосклонно откликнется на наши молитвы и запишет нас в Книгу жизни на будущий год. Но эти надежды будут оправданы лишь в том случае, если молитвы этих дней от Рош-Ашана до Йом-Кипура будут дополнены конкретными действиями. Если мы исправим хотя бы часть ошибок, накопленных за прошедший год, например, попросим прощения у обиженных нами людей, вернем долги, а главное – если твердо решим в сердце своем избавиться от собственных пороков, стать лучше в отношениях с Б-гом и людьми, то Всевышний наверняка поможет нам «разгрузить» наши души. Не случайно месяц элул, предшествующий Рош-Ашана, представляет собой в толковании мудрецов аббревиатуру поэтических слов из «Песни Песней»: «ани ле-доди ве-доди ли» – я для моего Друга, и мой Друг для меня.

Когда в товарищах согласья нет

“Не паши на быке и осле вместе” (22:10).

РАШИ поясняет, что данный запрет распространяется на все виды работ, а не только пахоту, и на всех животных, которым трудно взаимодействовать в силу их разной природы. Что вполне соответствует известной поэтической сентенции: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”. В более узком смысле бык и осел не годятся в партнеры по двум уважительным причинам. Во-первых, осел слабее быка, и ему трудно тянуть плуг вместе с ним. И, во-вторых, бык жует жвачку, а осел не жует. Осел слышит, как его напарник двигает челюстями, и это его нервирует. Как видим, Тора деликатна не только к людям, но  даже к ослам.


* Комментарии рава публикуются в интернет-версии газеты “Еврейский Мир”, Нью Йорк

Добавьте Ваш комментарий

* Обязательно заполнить.
Текст сообщения не должен превышать 5000 знаков