Недельная глава Торы «ВАЕХИ»

Содержание разделa

Прожив семнадцать лет в Египте, Яаков чувствует приближение смерти. Он берет клятву с Йосефа, что тот похоронит его в семейной усыпальнице «Меарат а-махпела» в Хевроне. Йосеф приводит к больному отцу сыновей Эфраима и Менаше, и Яаков объявляет их своими сыновьями. В результате Йосеф получает двойную долю наследства вместо старшего брата Реувена. Несмотря на возражения Йосефа, Яаков благословляет первым его младшего сына Эфраима, поскольку от него произойдет Иеошуа бин-Нун, преемник Моше-рабейну и покоритель Эрец-Исраэль. Затем Яаков собирает всех своих двенадцать сыновей – основателей колен Израиля, и дает им предсмертные благословения и напутствия. Яаков умирает в возрасте 147 лет. Грандиозный похоронный кортеж отправляется из Египта в Хеврон. После смерти отца братья опасаются, что Йосеф начнет мстить им за прошлое. Но он успокаивает их и обещает дальнейшую материальную поддержку их семьям. Перед смертью Йосеф предсказывает братьям, что Б-г выведет их потомков из Египта, и просит, чтобы при исходе евреи забрали с собой его останки. Йосеф умирает в возрасте 110 лет; его набальзамированное тело кладут в саркофаг. Так завершается книга «Берешит», первая в Пятикнижии.


Папа лучше знает

«И увидел Йосеф, что отец положил правую руку свою на голову Эфраима, и огорчительно было ему это, и поднял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Эфраима на голову Менаше, и сказал Йосеф отцу своему: «Не так, отец мой, тот – первенец; клади правую руку на его голову. Но не согласился отец и сказал: «Знаю, сын мой, знаю…» (48:17-19).

Один известный ученый писал в мемуарах: «Когда мне было шестнадцать лет, я был уверен, что мои родители ничего не понимают в жизни, но к моему двадцатилетию они поразительно многому научились». 

Дважды сказав «знаю» в своем коротком ответе Йосефу, Яаков дал понять, что его действия продуманы и безошибочны, и что дальнейшие дебаты неуместны. Он лучше разбирался в людях, обладал более сильным пророческим даром и лучше сына знал, кому из двух мальчиков требуется главное благословение. Хотя Эфраим был младше Менаше, его потомкам предстояло достигнуть большего величия, и поэтому он нуждался в особой духовной поддержке. Йосеф этого не знал, но ему и не требовалось знать. Достаточно было положиться на отца. Если Яаков выделил Эфраима, значит, так и надо.

Вечная слава ослу

«Иссахар хамор горем…» («Иссахар – осел костистый…склонил плечо свое для ношения…») 49:14-15.

Простой комментарий на этот стих хорошо известен. Подобно «костистому 

ослу», отличающемуся большой выносливостью при переноске тяжестей, Иссахар склонил плечо, чтобы нести тяжкое ярмо Торы. 

Но поскольку в слове «горе́м» (костистый) не хватает буквы «вав», оно может иметь и другое значение: «быть причиной, вызывать». Тогда вся фраза меняет смысл: «Иссахар появился благодаря ослу…». 

В разделе «Ваеце» рассказывается о том, как Лея купила у Рахели право на внеочередную ночь с Яаковом за букетик мандрагоров, собранных Реувеном, сыном Леи. Яаков не знал об этой сделке и, возвращаясь вечером с пастбища, направлялся к шатру Рахели. Лея вышла навстречу мужу и, как сказано в мидраше, нашла его в сумерках по крику осла, на котором он ехал. В ту же ночь был зачат Иссахар. Короче, осел играет двойную роль в этом коротком стихе: он помог Иссахару родиться и наградил его своими главными качествами: выносливостью и упрямством в достижении цели.

Иегуда – навсегда!

«Не оставит скипетр Иегуду…пока не придет Шило» (49:10).

Кто такой Шило? Автор классического перевода Торы на арамейский язык Онкелос и вслед за ним РАШИ объясняют: это Машиах, прямой потомок Иегуды, к которому перейдет скипетр царской власти. 

Шило состоит из слов «шай ло», подарок ему. Это значит, что все народы признают Машиаха царем и принесут ему дары. Приведенный стих подтверждает краеугольную идею иудаизма о неизбежности прихода Машиаха и отмечает, что это грандиозное событие станет венцом истории. В средние века раввины часто цитировали эти слова из сегодняшнего раздела во время теологических дебатов, навязанных им церковниками. 

Слово «пока» вовсе не означает, что величию Иегуды придет конец в мессианскую эпоху. Наоборот, выражение «ки яво Шило» позволяет изменить причинно-следственную структуру предложения: скипетр никогда не оставит Иегуду, потому что придет Шило.  Другими словами, когда придет Машиах, царственная сущность Иегуды раскроется полнее и будет всеми признана.

Йосеф и его братья

«И увидели братья Йосефа, что умер отец их…» (50:15).

Психиатр говорит пациенту: «Вы настоящий параноик». 

«С чего вы взяли, доктор?» 

«Все так говорят». 

Человек – существо впечатлительное и ранимое. Малейшее замечание выводит нас из равновесия и лишает душевного покоя. Поэтому Тора строго требует деликатно обращаться с людьми, беречь их чувства, не ставить их в неловкое положение. С другой стороны, нам заповедано благоприятно судить о ближнем, доброжелательно истолковывать его слова и поступки. 

Конечно, это очень трудно. Ведь мы по натуре недоверчивы и видим злой умысел даже в брошенном нам спасательном круге. Вернувшись из Ханаана, разведчики сообщили сынам Израиля, ожидавшим их в пустыне, что страна, в которой они побывали, «пожирает своих жителей». Откуда такой вывод?

РАШИ объясняет: куда бы ни приходили разведчики, они везде видели похороны. Б-г специально наслал кратковременный мор на злобных и агрессивных аборигенов, чтобы отвлечь их внимание и облегчить разведчикам сорокадневную экспедицию. Но те не поняли намерение Творца и не оценили его помощь. Они истолковали увиденное в мрачном свете. 

То же самое произошло и в сегодняшнем разделе. Почему братья Йосефа «увидели», что отец умер? Ведь они как раз вернулись с его похорон. Тора хочет сказать, что они увидели, как Йосеф изменил свое отношение к ним после смерти Яакова. При жизни отца Йосеф часто собирал всю семью на обед в своей резиденции. Эти застолья проходили в очень теплой, доверительной обстановке.

Однако после кончины Яакова званые обеды прекратились. Никаких объяснений не последовало, и братья решили, что до сих пор Йосеф только притворялся добрым и великодушным, не желая огорчать отца. Теперь он сбросил маску и скоро начнет изощренно мстить им за свои злоключения. 

Как они заблуждались! Йосеф не приглашал их по совсем другой причине. После смерти отца у него возникла серьезная дилемма. Во время совместных обедов, Яаков требовал, чтобы Йосеф сидел во главе стола, как подобает премьер-министру могущественной Египетской империи. Йосеф предпочел бы, конечно, уступить свое место отцу, но он не хотел ему перечить. 

Теперь же, оставаясь наедине с братьями, Йосеф больше не мог демонстрировать свое превосходство над ними. Ведь Реувен, Иегуда и другие были старше его и поэтому заслуживали большего уважения. Но и своим высоким государственным постом он тоже не мог пренебрегать. Руководителю страны не полагается сидеть «на заднем сиденье». 

Решения не было, и Йосеф решил вообще отменить совместные трапезы. Ни о какой мести он, конечно, и не помышлял: не только в силу своей врожденной праведности, но и потому что верил, что братья лишь играли роль статистов в историческом спектакле, цель которого – выполнить обещание, полученное Авраамом от Б-га: «Знать ты должен, что пришельцами будут потомки твои в чужой стране…» (Берешит, 15:13). А значит, и винить их не в чем. Продавая его в рабство, братья лишь исполняли волю Творца. «Вы замышляли против меня зло, – сказал им Йосеф, – но Б-г задумал добро, чтобы сделать то, что ныне есть: сохранить жизнь многочисленному народу» (50:20).

К чувствам других надо относиться с величайшей деликатностью и чаще ставить себя на место обиженного. Но когда вы сами раздражены и уязвлены, вспомните, что одна из главных еврейских черт – доброта и милосердие, что все евреи – братья, дети одного отца – Яакова-авину, и, как Йосеф простил братьям свои страдания, так и мы должны уметь прощать своим братьям-евреям неизмеримо меньшие прегрешения.

5783 (2022 г.)

Добавьте Ваш комментарий

* Обязательно заполнить.
Текст сообщения не должен превышать 5000 знаков