Традиционный раввинский подход к тому, почему эта часть Торы названа «ваехи Яаков» (жил Яаков), хотя темой этой главы Торы является смерть Яакова, состоит в том, что пока его потомки — еврейский народ — живы и функционируют, то Яаков считается еще живым.
Месседж здесь — о бессмертии и преемственности, семье и поколениях. Как и сама жизнь и ее противоположность – смерть, эти слова, упомянутые прямо выше, им трудно дать определение. Другие нации и империи, которые давно исчезли с точки зрения присутствия и участия в текущих мировых событиях, тоже имеют живых биологических потомков и присутствуют в сегодняшнем населении мира.
Тем не менее, мы думаем о Риме и Вавилоне, Греции и Персии, священной Римской империи и даже о Советском Союзе как о сметенных в мусорную корзину истории, которые вновь никогда не воспрянут к власти. Таким образом, раввины обязаны говорить нам о более глубоком смысле, чем простое биологическое и генетическое выживание от прошлого и до сегодняшнего дня.
Я часто думал, что большая часть секрета еврейского выживания заключена в том факте, что разные — совершенно разные — поколения способны связываться, узнавать друг друга и иметь одни и те же цели, ценности и образ жизни. Мой отец родился до того, как братья Райт подняли [в воздух] самолет, и он дожил увидеть, как люди ходили по Луне.
Несмотря на разницу в возрасте, происхождении и даже языке, он имел близкий контакт и большое влияние на своих детей, внуков и правнуков. Они каким-то образом признавали, кем он был по своей сути и убеждениям, и легко реагировали на его присутствие, и позже дорожили его памятью. Так что в определенной мере мы можем сказать, что он продолжал жить через своих потомков.
Яаков признавал разные личности, качества и таланты каждого из своих детей и внуков. Его благословения своим детям и внукам, записанные для нас в чтении Торы этой недели, ясно указывают на этот факт. У него не было универсального благословения для раздачи [всем]. И, возможно, именно этот факт гарантирует, что пока живы его потомки, Яаков тоже живет.
Поскольку каждый из его потомков мог сказать в ответ на благословение, которое каждый из них получил — все они разные и персональные — что их состарившийся отец и дедушка понимал их и признавал их такими, какими они были. И поэтому они дорожили его памятью и отстаивали его дело в поколениях.
Отношения, соединяющие время и пространство, поколения и мировые потрясения, могут быть выкованы только путем признания и принятия уникальности вовлеченных сторон. Нет полного благословения в национальной и личной жизни, которое обусловлено [полным] соответствием. Содержательное замечание великого Ребе из Коцка было: «Если я есть я, и ты есть ты, то я есть я, и ты есть ты; но если я – это ты, а ты – это я, то я не я и ты не ты». Благословения Яакова своим будущим поколениям отражают мудрость этого трюизма.
Шаббат шалом
Рав Берел Вайн
5783 (2022 г.)
Перевод с английского Йонатан Рапапорт
* Комментарии ХаРава на английском печатаются его общиной ХАНАСИ в Йерушалаиме
https://www.rabbiwein.com/blog