Недельная глава Торы «ШМОТ» *

Тора оставляет нас практически неподготовленными к описанию событий, которые записаны для нас в главе, которую читают на этой неделе. Когда мы в последний раз на прошлой неделе читали о семье Израиля, в заключении главы «Ваехи», евреи жили комфортно, были обеспечены, защищены и хорошо устроились в земле Гошен.

Тора не описывает нам процесс, в результате которого эта ситуация так радикально изменилась, став для евреев рабовладельческим государством. В ней говорится только о новом царе, который не знал Йосефа и по причинам, в Торе прямо не упомянутым, стал ненавистником и притеснителем евреев.

Тора, похоже, указывает на то, что это почти обычное положение вещей – то, чего и следовало бы ожидать. Египетское изгнание начинается на высокой ноте, ухудшается до унизительной скорби и попытки геноцида, и заканчивается чудесным избавлением. Тора не останавливается на каких-либо мотивах прохождения этой последовательности событий. Что евреи сделали неправильно? Почему фараон был таким ненавистником? Какими были экономические или социальные факторы того времени, которые позволили такое драматическое ухудшение положения евреев в Египте?

Тора не рассматривает ни один из этих вопросов. Это почти так, будто Тора хочет, чтобы мы поняли, что подобные вещи происходят в человеческой истории вслепую. И, особенно в еврейской истории – что попытки историков и социологов объяснить эти иррациональные события и последовательности поведения действительно бесполезны.

Как часто указывалось, все последующие еврейские изгнания — Вавилон, Испания, Франция, Германия, Восточная Европа, мусульманский Ближний Восток — все, кажется, устрашающе соответствуют этому первоначальному египетскому образцу. Как обычно, Тора оставляет нас с большим числом вопросов, чем дает ответов. Фактически, именно поэтому Тору называют книгой человеческой жизни.

Мы также не готовы признать в лице Моисея спасителя Израиля. Нам рассказывают, как он чудесным образом был спасен от крокодилов в Ниле дочерью фараона и воспитан при царском дворе. Он сочувствует избитым еврейским рабам, защищает их и вынужден бежать из Египта.

Мы ничего не слышим о Моисее в течение последующих шестидесяти лет, пока он снова не появляется как пастух в Мидьяне, женатого на дочери Итро, местного религиозного вождя, который в это время еще является язычником. Вряд ли это то резюме, которое можно было бы ожидать для лидера Израиля, величайшего из всех пророков и учителя всего человечества.

Откуда выросли его святость и величие, как они развивались, кто были его наставники и каков был его опыт за долгие десятилетия разлуки со своим народом? Тора не дает нам и малейшего понятия или ответа на эти вопросы. Она фактически указывает на то, что величие зачастую исходит из неожиданных источников и от людей и лидеров, которые действуют вне обычных кругов истеблишмента.

Вся жизнь — это тайна, и, определенно, еврейская история остается в основе своей  необъяснимой. Это устанавливает основу для всего остального, что теперь последует в Торе. Вот почему еврейский народ, когда он принимает Тору, дает Богу обет, что «мы сделаем, а затем, возможно, попробуем и понять», [но] если мы сначала захотим понять, мы никогда не придем к тому, чтобы сделать. Божественная рука ведет нас, но она никогда не подвластна нашим рациональным мыслям и объяснениям.

Шаббат шалом

Рав Берел Вайн

5783 (2022 г.)

Перевод с английского Йонатан Рапапорт


* Комментарии ХаРава на английском печатаются его общиной ХАНАСИ в Йерушалаиме
https://www.rabbiwein.com/blog

Добавьте Ваш комментарий

* Обязательно заполнить.
Текст сообщения не должен превышать 5000 знаков