Ближайшая суббота, выпадающая на неделю Песаха, называется «шаббат холь а-моэд», суббота полупраздника. Очередной недельный раздел Пятикнижия «Шмини» переносится на следующий шаббат, а вместо него в синагогах прочтут «Песнь Песней», вдохновенную поэму царя Шломо, аллегорически повествующую о вечной любви между Б-гом и еврейским народом, а также отрывок из раздела «Ки тиса» (книга «Шмот»), в котором говорится о втором пребывании Моше на горе Синай после драмы поклонения Золотому тельцу.
Несколько слов о содержании этого отрывка. Добившись прощения для согрешивших евреев, Моше просит Творца раскрыть Свою сущность. Но Б-г открывается пророку только «со спины». Таинство Б-жественного управления миром непознаваемо для человека, каким бы великим он ни был. Далее Б-г сообщает свои тринадцать качеств милосердия, упоминание которых в молитве смягчает суровый приговор небес, и дает Моше вторую пару скрижалей Завета с Десятью заповедями вместо первых разбитых скрижалей. Фрагмент завершается описанием трех праздников – Песах, Шавуот и Суккот, в которые совершали паломничество в Иерусалим, причем главное внимание уделяется отмечаемому нами Песаху.
Дополнительное чтение из пророков (афтара) тоже связано с темой Песаха. Пророк Йехезкель (гл. 37) говорит об оживлении «сухих костей», а из традиции мы знаем, что с наступлением мессианской эпохи именно в нисане, месяце Исхода, произойдет воскрешение из мертвых.
Благословение росы
«И даст тебе Б-г небесной росы и туков земли, и хлеба и вина вдоволь» (Берешит, 27:28).
В первый день Песаха мы начинаем упоминать в молитвах росу («морид а-таль»). Это упоминание обязательно весь летний сезон до Суккота. Роса нужна нам каждый день: чтобы освежать мир и наполнять сладостью земные плоды.
Комментатор «Таргум Йонатан» сообщает, что наш второй праотец Ицхак решил благословить своего старшего сына Эсава 14 нисана, в канун будущего Исхода евреев из Египта, т.е. перед первым днем Песаха. Но прежде он велел ему отправиться в лес за дичью: «чтобы благословила тебя душа моя, прежде чем я умру». Почему именно 14 нисана? Потому что, как объяснил Ицхак Эсаву, в эту ночью ангелы будут восхвалять Б-га и попросят Его открыть сокровищницу росы. Когда небесная сокровищница раскроется, наступит идеальное время для благословения, поскольку роса символизирует благо в широком смысле этого слова.
Любопытно, что именно 14 нисана родился сам Ицхак. Он ничего не сказал на этот счет, однако втайне надеялся, что день рождения еще больше укрепит его благословение. Мудрецы Талмуда сообщают еще об одном удивительном совпадении: хотя Мишкан, переносной Храм, возведенный евреями в пустыне, был готов еще в месяце кислев, Б-г нарочно отложил его освящение до нисана, месяца рождения Ицхака, который считался образцом самоотверженного служения Творцу.
Теперь нам ясно, почему роса упоминается в обоих благословениях, которые Ицхак дал своим обоим сыновьям: одному по ошибке, а второму – в виде компенсации за ошибку. Эти благословения очень коротко приводятся в тексте Торы. Неузнанному Яакову, обманным путем получившему браху, которая предназначалась старшему брату, слепой Ицхак сказал: «И даст тебе Б-г небесной росы и туков земли, и хлеба и вина вдоволь. И будут тебе народы служить, и склонятся пред тобой племена… Проклинающий тебя – проклят сам, благословляющий тебя – сам благословен» (Берешит, 27:28-29).
Эсав получил несколько иную браху: «Вот, место, в котором будешь ты жить, будет тучнейшим местом земли, орошаемым свыше небесной росою; и мечом твоим будешь ты жить, и брату своему служить будешь; но когда сможешь возопить – свергнешь его иго со своей шеи» (27:39-40).
Сравнив эти два благословения, мы заметим, что, обращаясь к Яакову, Ицхак ссылается на Б-жественный источник блага: «И даст тебе Б-г…», а во второй брахе Б-г не упоминается. Отсюда видно, что благословение, полученное Яаковом, было дано навечно, как и любое другое слово, исходящее от Всевышнего. В то же время браха Эсава сохраняла силу лишь до тех пор, пока он оставался на своей земле.
Видимо, по той же причине, благословляя Яакова, Ицхак упомянул вначале небесную росу и лишь потом «тук земли»: Б-жественное благо спускается к человеку сверху вниз, а не наоборот. Зато в обращении к Эсаву порядок меняется. Вначале Ицхак упоминает «тучнейшее место земли», в котором Эсав будет жить, и лишь затем говорит, что это место будет орошаться «свыше небесной росой».
Рамбан напоминает, что роса выпадает всегда и безотказно. Поэтому, на первый взгляд, кажется, что Ицхак не обещал Яакову ничего особенного. Скорее всего, он имел в виду, что роса будет изобильно появляться в нужное время – рано утром, как манна в пустыне.
Кроме того, продолжает Рамбан, в мессианскую эпоху Б-г воспользуется росой для оживления мертвых. Мудрецы Талмуда так и называют ее: «таль шель-тхия» – роса воскрешения. Обратите внимание: оживляющим свойством обладает именно роса, а не дождь.
Еще одно доказательство перманентности брахи, заключенной в росе, дает молитва Амида или «Шмоне-эсре – Восемнадцать благословений» (в том ее варианте, который читают в Эрец-Исраэль). В Амиде роса упоминается круглый год: зимой вместе с дождем в «благословении лет» («меварех а-шаним») и летом во втором благословении – «могущество Всевышнего».
На важность молитвы о росе и даже ее простого упоминания указывает одно из правил чтения будничной молитвы Амида: тот, кто забыл сказать «машив а-руах у-морид а-гешем» (посылающий ветер и дарующий дождь), не должен повторять Амиду, если он по ошибке сказал «морид а-таль», дарующий росу.
Упоминание росы в первый день Песаха – главного еврейского праздника, это добрый знак на весь год, это надежда на то, что нам будут сопутствовать удача и благословение.
А был ли ангел?
В пасхальной Агаде мы читаем: «И вывел нас Г-сподь из Египта – не посредством ангела, не посредством серафима и не через посланца, а сам Пресвятой, благословен Он, лично, ибо сказано: «Я пройду по земле Египетской в ту ночь и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота, и над всеми богами египтян совершу суд… Я, а не ангел… Я, и никто другой».
В приведенном отрывке составители Агады ссылаются на описание ночи Исхода из книги «Шмот». Там же содержится указание, обращенное к евреям: «Вы же не выходите за двери дома своего до утра» (раздел «Бо», 12:22). «Отсюда мы учим, – комментирует Раши, – что, когда ангел смерти получает разрешение действовать, он уничтожает всех подряд, не различая между праведником и злодеем».
Однако уже в следующем стихе сказано: «И пройдет Б-г, чтобы поразить египтян, и увидит кровь на притолоке и на двух косяках, и минует Б-г вход того дома, и не даст ангелу-губителю войти в дома ваши, чтобы поразить вас». Возникает естественный вопрос: что делал ангел смерти в ту ночь, если сам Всевышний совершал обход вражеской территории? С другой стороны, зачем понадобилось метить кровью двери еврейских домов? Неужели Б-г не знал, где живут египтяне и где евреи?
Там же, в конце раздела «Бо» приведена заповедь выкупа первенцев в память об Исходе: «Когда фараон противился тому, чтобы отпустить нас, умертвил Б-г всех первенцев в стране Египетской – от первенца человеческого и до первенца скота; поэтому я посвящаю Б-гу всех самцов, открывающих утробу, а всякого первенца сыновей моих выкупаю» (Шмот, 13:15).
Известно, что Б-г поразил всех первенцев Египта – первенца каждого отца и каждой матери. Получается, что еврейские первенцы от отцов были спасены вместе с первенцами от матерей-евреек. Почему же заповедь выкупа первенца относится только к каждому петер-рехем, открывающему утробу? Неужели Тора «забыла» первых детей у своих отцов?
Нет, не забыла. Чтобы ответить на все поставленные вопросы, обратимся к трактату Вавилонского Талмуда «Бава Мециа», в котором мудрец Рава учит нас, что Тора упоминает Исход из Египта в связи с «рибит (ссудами под проценты), цицит (кистями, сплетенными из нитей, на краях талита), весами и мерами». Все эти вещи могут подтолкнуть морально неустойчивого человека к обману. Рава предупреждает: точно так же, как Б-г различает между каплей семени, из которой произошел первенец, и каплей, давшей жизнь второму ребенку и другим последующим детям, Он легко отличит обманщиков от тех, кто честен в упомянутых делах.
Раши поясняет эту мысль на примере египтянки, которая жила в течение ряда лет с десятью мужчинами и родила от них десять детей. Только Б-г знал, что каждый из этих детей был первенцем одного из сожителей своей матери. В результате все они умерли во время казни первенцев, хотя первенцем матери был только один из них.
Итак, получается, что жертвами Десятой египетской казни стали первенцы двух категорий: первенцы по отцу и первенцы по матери. Первых казнил сам Б-г, поскольку только Он мог их определить. А вторых, «материнских» первенцев, чей статус был всем известен, Всевышний отдал на расправу ангелу смерти.
Двери еврейских домов необходимо было пометить кровью пасхальной жертвы, чтобы защитить от смерти евреев, перворожденных у своих матерей. Ведь ангел-губитель, как отмечал Раши, не отличает праведника от злодея, еврея от нееврея. Зато отцовские первенцы, чей статус был неочевиден и, в некоторых случаях, даже скрыт от них самих, были спасены непосредственно Б-гом. Косяки и притолоки их дверей не понадобилось мазать овечьей кровью.
Вот почему заповедь выкупа первенца, «посвящения Б-гу всех самцов, открывающих утробу», относится только к первенцам матерей. Речь идет об акте благодарности Творцу за то, что Он спас их от карающего меча ангела смерти. Отцовские первенцы изначально находились под Б-жественной защитой.
5783 (2022 г.)