Содержание разделов
«Тазриа»
Описав в конце предыдущего раздела ритуальную нечистоту, исходящую от трупов животных, Тора переходит к законам «нечистоты» применительно к людям. Вначале она знакомит нас с процессом очищения женщины после родов. Затем рассматриваются различные виды поражений наподобие проказы – цараат, которые появляются на теле человека, его одежде или на стенах дома в наказание за аморальное или антиобщественное поведение. При виде первых изменений на коже следовало обратиться к священнику-коэну, который определял характер поражения: идет ли речь о цараат или о кожном заболевании. Коэн изолировал пострадавшего на неделю. Если признаки болезни не менялись, карантин продлевался еще на семь дней, после чего коэн определял статус человека: «чист» или «нечист». В разделе описаны разные формы цараат. Человек с подтвержденным диагнозом цараат должен был отрастить волосы на голове, распороть свои одежды и предостерегающе кричать: «Нечист, нечист!» Он не мог поддерживать нормальные отношения с другими людьми. В разделе рассматривается также явление цараат на одежде.
«Мецора»
Продолжая тему ритуальной нечистоты, Тора рассказывает об очищении «прокаженного» (мецора). Этот процесс занимал неделю. Мецора должен был принести серию жертв и окунуться в микву, после чего коэн объявлял его чистым. Если мецора был беден, ему разрешалось пожертвовать более дешевых животных. Далее описывается «проказа» еврейских жилищ в Эрец-Исраэль. Как только на стенах дома появлялись первые «язвы», из него выносили вещи, и когда диагноз цараат подтверждался, из кладки выламывали пораженные камни и со стен удаляли всю штукатурку внутри и снаружи. При повторном появлении таких «язв» дом полностью сносили. Затем описываются «нечистые» половые выделения у мужчин и женщин. Человек с «истечениями» должен был избегать контактов с другими людьми и предметами. Сообщается порядок восстановления ритуальной чистоты в подобных случаях.
Нам ли стоять на месте?
“А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его” (12:3).
Если бы Б-г хотел, новорожденные мальчики появлялись бы на свет обрезанными. Но они рождаются с крайней плотью, значит, она нужна организму. Кто дал право евреям вмешиваться в физическое строение величайшего и сложнейшего “продукта” Б-жественного творения? Такой вопрос задал рабби Акиве римский аристократ около двух тысяч лет назад. Этот аристократ считал, что поскольку Всевышний – высший и единственный Творец мироздания, все сотворенное Им не нуждается ни в каких усовершенствованиях.
Вопрос римлянина указывает на одно из главных расхождений между еврейской верой и другими мировыми религиями. Мы, евреи, знаем, что человек рождается с определенными недостатками, “недоделками”, и его главная миссия в этом мире – работать над собой, шлифовать себя, доводить до кондиции, чтобы уменьшить или вообще устранить недостатки.
Эта мысль отражена в имени нашего праотца Яакова, образованного от ивритского слова экев, пятка – самая нижняя и неприметная часть тела. Яаков, как и впоследствии Моше-рабейну, отличался беспримерным смирением. Он считал себя изначально малозначительным, духовно неразвитым существом и всю свою жизнь работал над собой, стремился к росту, в то время как его брат, предтеча римлян и других европейских народов, носил имя Эсав, от слова наасе, сделанный, что подразумевает совершенство, не требующее дальнейшей работы над собой.
Эсав действительно верил, что человек не может быть полуфабрикатом, что он создан таким, каким должен быть, и поэтому никакие исправления и улучшения не нужны. Это очень удобная философия. Ведь если Б-г создал меня с недостатками, значит Он в них и виноват, поэтому все претензии по части моего характера не ко мне, а к Нему – моему Творцу. А с меня взятки гладки.
После этого предисловия нам будет понятен следующий диалог между римлянином и рабби Акивой.
“Чьи деяния более совершенны, Б-га или человека?” – спросил римлянин, думая, что ему первым же ходом удалось загнать в угол еврейского мудреца. В самом деле, неужели кто-то может тягаться с Всевышним в Творении?
Но рабби Акива невозмутимо ответил: “Деяния человека совершеннее”.
“Как можно такое говорить? – изумился римлянин. – Не считаешь ли ты, что человек способен создать нечто подобное небу и земле?” (и тем более, усовершенствовать их?)
“Нет, конечно, не может”, – ответил рабби Акива, имея в виду, что в сфере первичного Творения Б-гу действительно нет равных. Но в тех областях, которые Он сам “сдал в аренду” людям, человеческие свершения выше всех.
“Почему вы делаете обрезание?” – спросил напрямик римлянин.
“Я знал, к чему ты клонишь, поэтому я сказал тебе, что дела рук человеческих выше деяний Б-га”. В подтверждение своих слов рабби Акива принес римлянину пшеничные зерна и батон хлеба: “Смотри, эти зерна сделаны Б-гом, а батон произведен человеком. Какой продукт совершеннее?”
Но римлянин сделал вид, что не понял доказательства. “Если Б-г хочет, чтобы у нас не было крайней плоти, почему ребенок рождается необрезанным?” – спросил он.
“Тогда скажи мне, почему он рождается с пуповиной, и нам приходится отрезать ее. Что касается твоего вопроса о необрезанном ребенке, знай же, что обрезание – одна из заповедей, которые Б-г дал сынам Израиля, чтобы духовно очистить и возвысить их”.
Всевышний создал пшеницу, а нам оставил завершающую работу: перерабатывать пшеницу в готовый для еды продукт. По такой же схеме Б-г взаимодействует с человеком и в духовных сферах. Мы появляемся на свет в виде необработанного “сырья”, и чтобы превратиться со временем в конечный “продукт”, мы пользуемся Торой и заповедями.
Например, обрезание крайней плоти помогает еврею преодолевать свои животные наклонности. Такова, собственно, цель нашего существования: преодолевать и расти.
В отличие от Яакова, Эсав и его потомки не понимали, для чего Б-г сделал человека незавершенным. Ведь деяния Б-га должны быть совершенными по определению, и значит, у человека нет нужды и права что-то менять и улучшать. Так думали древние греки и римляне, идеализировавшие человеческое тело, считавшие его венцом совершенства. Обрезание они называли варварством.
Мы же, потомки Яакова, рассуждаем иначе. Конечно, деяния Б-га совершенны, но Он намеренно создал человека незаконченным, незавершенным, предоставив ему возможность подниматься к высотам духовности, прилагать конструктивные усилия.
Именно обрезание, брит-мила, первейшая заповедь, совершаемая на еврейском ребенке, зажигает в нем Б-жественную искру, которая побуждает его к дальнейшему развитию и установлению связи с Творцом. Брит-мила помогает человеку стать Его полноправным партнером в непрерывном процессе творения. Эта заповедь строит человека.
Матовая пелена
«Человек, на коже тела которого появится поражение…» (13:2).
Сразу после Сотворения мира свет Б-жественной правды заполнял вселенную от края и до края, освещая, как прожектором, все ее потайные уголки. Каждый мог ясно видеть руку Творца в его творениях. Никто не сомневался в Его существовании и всевластии, но мировое зло не дремало, и ему удалось притушить этот дивный свет, закрыть его покровом хаоса и жестокости. После грехопадения первого человека Адама Б-г спрятал свое присутствие за завесой «природных явлений». Сама природа становилась все более расплывчатой и неясной, как пейзаж за матовым стеклом. Дошло до того, что большинство жителей земли вообще перестали признавать Всевышнего.
В книге «Берешит» сказано: «И сделал Г-сподь Б-г человеку и его жене одежды из кожи и одел их» (3:21).
Мир покрыла матовая пелена, «одежда из кожи». Внутренняя суть природы, ее источник, были скрыты от взора подобно тому, как кожа скрывает мышцы, жилы, кровеносные сосуды и органы человека.
Любопытно, что на иврите слово «кожа» – «ор» состоит из тех же букв, что и «ивер», слепой. Подобно коже, лишающей нас возможности увидеть внутреннее строение тела, его «механику», эта пелена, неосязаемая «кожа» природы закрывает главную реальность бытия, тот непреложный факт, что миром управляет Творец, что у матери-природы есть Отец.
Между тем, человеческая кожа – это всего лишь наружный покров, имеющий к тому же поры – микроскопические отверстия, через которые в организм входит воздух и выходит наружу пот. Так и «кожа» природы: у нее есть свои «поры», позволяющие заглянуть внутрь, за барьер физического бытия.
Проницательный человек может заметить пробивающие через эти «поры» крошечные лучики Б-жественного Провидения. Не случайно слова «кожа» и «свет» произносятся на иврите одинаково: «ор». Надо только шире раскрыть глаза, и тогда «кожа» физического мира, скрывающая руку Творца, засияет изнутри светом Его присутствия.
Но если духовные поры забиты сажей и грязью примитивного материализма, мы не заметим, как прозрачна «кожа» вселенной, как она дивно светится, и все земное бытие останется для нас бессмысленной и хаотичной цепью случайностей.
«Человек, на коже тела которого появится поражение…». Такого рода поражения возникают на коже тех людей, которые теряют связь с духовными мирами и видят только наружный покров материализма.
На помощь им во всех поколениях приходили коэны, священники из рода Аарона, которым было заповедано обучать еврейский народ Торе, срывать с их глаз пелену сомнений и цинизма, открывать источник Б-жественного света, чтобы этот свет снова заполнил собой весь мир, как в дни Творения.
5783 (2022 г.)