Содержание разделов
«Ахарей мот»
После смерти двух сыновей Аарона Б-г велит ему и другим коэнам проявлять осторожность в храмовой службе. Описаны действия первосвященника в Йом-Кипур. После тщательной подготовки, облачившись в специальные одежды, коэн-гадоль вступает в Святая Святых Храма. Он приносит жертвы, включая двух козлов, одного из которых берут по жребию для жертвенника, а второго, «козла отпущения», посылают с грехами всего народа в пустыню, «к Азазелю». Тора требует от всех евреев: 10 числа месяца тишрей (в Йом-Кипур) «смиряйте души свои и никакой работы не делайте». Далее повторяется закон, строго запрещающий употреблять кровь в пищу. Кровь мертвых птиц и диких животных надо засыпать песком или опилками. Тора не разрешает евреям подражать аморальным обычаям египтян и ханаанеев. Перечисляются запрещенные половые связи между родственниками. Резко осуждаются гомосексуализм, скотоложство и принесение в жертву детей.
«Кдошим»
Б-г призывает евреев: «Будьте святы!» – и сообщает заповеди, ведущие к этой цели. Запрещается: поклоняться идолам; есть мясо жертвенных животных после установленного срока; воровать и грабить; нарушать клятвы; присваивать чужое имущество; задерживать плату наемного работника; ненавидеть и проклинать евреев (в первую очередь, своих родителей); сплетничать и злословить; ставить преграды перед слепым – в прямом и переносном смысле; вершить неправый суд; бездействовать, когда евреи находятся в опасности; позорить ближнего и мстить ему; держать зло на ближнего. Нельзя скрещивать разные виды животных и растений; носить одежду из смеси шерсти и льна (шаатнез); снимать урожай с деревьев первые три года после их посадки в Эрец-Исраэль; гадать и ворожить; сбривать бороду и волосы на висках; наносить себе порезы в знак скорби и делать татуировки. Даны также побуждающие заповеди: Б-г призывает евреев «бояться» своих родителей и почитать старших; оставлять часть урожая бедным; любить «ближних» – евреев и «пришельцев» (новообращенных); почитать Храм; уважать мудрецов и знатоков Торы. Перечислены наказания за разврат. Евреи должны вести себя «свято» в семейной жизни; им запрещено подражать другим народам – иначе Б-г изгонит их из Эрец-Исраэль. Тора призывает сынов Израиля соблюдать кашрут в еде в знак их отделенности от других народов.
Соблюдай дистанцию
“И говорил Б-г, обращаясь к Моше, после смерти двух сыновей Аарона, когда они приблизились пред Б-гом и умерли” (16:1).
Комментируя этот первый стих раздела «Ахарей мот», Раши приводит в пример врача, который предупредил больного, чтобы тот не ел холодную пищу и не спал в сырости. Больной не выполнил его указания и умер. Своему следующему пациенту, страдавшему такой же болезнью, врач сказал те же слова, но добавил: “Иначе ты умрешь, как тот человек”.
Аналогия очевидна. В начале сегодняшнего раздела Б-г предупреждает Аарона и его двух оставшихся сыновей, чтобы они не входили в Святая Святых, когда им вздумается, и не импровизировали во время храмовой службы, иначе они могут разделить печальную судьбу Надава и Авиу, которые “воскурили пред Б-гом огонь чуждый” и тут же погибли.
Но почему Тора использует предостережение в духе “первого больного” именно здесь, а не в тех эпизодах, где она, к примеру, требует соблюдать шаббат? Ведь осквернение шаббата тоже карается смертью. Можно предупредить потенциального нарушителя: “Храни субботу, а не то умрешь, как Цлафхад, который собирал хворост в шаббат” (см. раздел “Шлах” в книге “Бамидбар”).
Рав Йосеф-Хаим Зонненфельд, духовный наставник иерусалимских евреев конца 19–начала 20 веков, писал, что всякий раз, когда Тора предостерегает нас от греха, за который полагается наказание, она упоминает это наказание вместе с грехом. Наказания бывают разные: иногда они исходят от религиозного суда, бейт-дина, а иногда за них полагается казнь “с неба”. Обычно таких предупреждений хватает, чтобы напугать нестойкого человека, не дать ему нарушить закон.
Однако в сегодняшнем разделе речь идет о грехе, за который не полагается определенная кара. Это даже нельзя назвать грехом. Ведь речь идет о страстной тяге к святости, стремлении как можно ближе подойти к ее Источнику. Подобный грех характерен для праведников высочайшего уровня, таких, какими были Надав и Авиу, о которых мудрецы Талмуда говорили, что они превосходили по своему духовному величию даже Моше и Аарона.
Однако стремление приблизиться к Источнику святости требует невероятно тщательной подготовки. Надав и Авиу, по всей видимости, не проделали до конца эту работу и в результате сурово поплатились – расстались с жизнью.
Отсюда мы учим, что к солнцу святости нельзя слишком приближаться – можно сильно обжечься, а то и сгореть, и что стремление к такой близости – это тоже грех, за который полагается наказание, быстрое и неотвратимое. Логически это трудно понять. Именно поэтому Раши приводит аллегорию с врачом. Мы должны понять, что страстное желание максимально приблизиться к Б-гу представляет собой, как ни странно, такой же тяжкий грех для праведника, как для обычного человека – отдаление от Творца вселенной или даже Его полное отрицание.
Истина внутри
“И положит он (Аарон) смесь благовоний на огонь перед Б-гом…” (16:13).
На первом этапе храмовой службы Судного дня Первосвященник сжигал благовония в Святая Святых, куда был закрыт доступ другим людям. Цдуким (саддукеи), реформисты библейской эпохи, отрицавшие авторитет Устной Торы, утверждали, что благовония надо вначале класть на огонь в кадильнице и лишь затем вносить за завесу.
Приведенный выше стих опровергает мнение саддукеев: воскурения следует класть на огонь не снаружи, а внутри Святая Святых – “перед Б-гом”. Диспут на эту тему приведен в талмудическом трактате “Йома”.
В каждом поколении среди евреев были свои “саддукеи”, стремившиеся “обновить” иудаизм, сделать его более “привлекательным”. Подражая нееврейскому окружению, они пытались вносить “новшества” и “усовершенствования” в святость Израиля. И в каждом поколении мудрецы Торы и ее хранители вели отчаянную борьбу против этих “усовершенствований”.
Сказанное, однако, вовсе не значит, что Тора закостенела в мрачном средневековье.
Наоборот, Тора обращается к каждому новому поколению на понятном ему языке, предлагая решения во всех аспектах жизни. Она способна использовать даже самые тонкие научные изыски, чтобы выразить мнение Галахи по той или иной актуальной проблеме.
Надо лишь помнить, что это мнение выводится из внутреннего императива Торы, а не пересаживается искусственно извне, с чужой идейной почвы. Тора ведет диалог с современностью не на условиях компромисса или беспринципного плюрализма; она не стремится идти в ногу с идеологиями сегодняшнего дня и не следует диктату моды. Тора смотрит на мир с позиций своих вечных, неизменных принципов. Она хранит верность непреходящей и абсолютной Истине.
Возвращение неизбежно
“И не исторгнет страна вас, когда вы оскверните ее, как исторгла она народ, бывший до вас. Ибо всякий, кто сделает какую-нибудь из этих мерзостей – души делающих это отторгнуты будут из среды народа их” (18:28-29).
Слова “когда вы оскверните ее” кажутся странными. Логичнее было бы сказать: “если вы не будете осквернять ее”, – пишет Ктав-Софер (рабби Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер, 19 век, Венгрия).
На самом деле, продолжает Ктав-Софер, Тора хочет сказать следующее. Когда евреи будут недостойно вести себя на Святой земле, они будут наказаны не так, как народы, изгнанные до них. “Тех я просто вышвырнул из страны, – говорит Б-га, – но для вас этого наказания недостаточно: вы будете не просто изгнаны, а рассеяны и почти уничтожены”. Ибо евреям, совершающим “мерзости” в Эрец-Исраэль, полагается карет, отсечение души, как сказано в конце приведенного отрывка.
С мнением Ктав-Софера принципиально не согласен автор “Млехет-Махшевет”. Он утверждает, что в стихе 18:28 Б-г хотел сказать прямо противоположное: “Когда вы оскверните землю, вы тоже будете наказаны изгнанием, но не так, как язычники. Их Я выгнал навсегда, а вы со временем вернетесь”.
Триединое оружие
«Вот с этим должен входить Аарон в Святилище…» (16:3).
На случай войны у еврейского народа припасено тайное оружие, более мощное, чем самый впечатляющий ядерный арсенал, более точное, чем новейшие «умные» бомбы и более надежное, чем самый верный союзник. Это оружие включает в себя три средства, названия которых зашифрованы в слове «этим» (зот) в приведенном стихе: молитва, пост и благотворительность. Слово коль (голос), обозначающее молитву, состоит из букв, числовая сумма которых – гематрия – равняется 136. Такая же гематрия и у слов цом (пост) и мамон (деньги, денежное пожертвование).
Сложив их гематрию «коль+цом+мамон» (или помножив 136 на 3), мы получим 408, что соответствует гематрии зот – это. Именно зот было тем неотразимым оружием, с которым первосвященник Аарон входил в Святилище в Йом-Кипур и добивался отмены сурового приговора, вынесенного еврейскому народу.
В месяце элул, который предшествует грозным дням Рош-Ашана и Йом-Кипур, мы читаем в молитвах: «Если армия поднимется против меня, я буду уповать на это – зот». Когда нам угрожают враги, надо лишь вспомнить о нашем триедином оружии, и оно не подведет.
Оглянись во гневе
«Не питай в сердце твоем ненависти к брату твоему; увещевай ближнего своего, и не понесешь за него греха» (19:17).
Упрекнуть друга в ошибке, в неправильном поступке, наставить его на путь истинный – важная заповедь, говорят еврейские мудрецы. Но нельзя делать это с раздражением и, тем более, с гневом. Ведь гнев – плохой советчик. Нельзя также скрывать гнев за вуалью дружеского упрека.
Увещевать надо с любовью, с искренним желанием вернуть грешника под «крылья Шехины». Сами мудрецы являли собой пример такого поведения. Они воздерживались от замечания, если чувствовали хотя бы малейшее раздражение по отношению к грешнику. Они терпеливо ждали, когда гнев утихнет (иногда такое ожидание длилось день-два), и лишь потом выполняли заповедь дружеского увещевания.
Но что означают заключительные слова приведенного стиха: «и не понесешь за него греха»? Суть этих слов – в известном принципе иудаизма: «Все евреи отвечают друг за друга». Каждый из нас должен знать, что если Реувен совершил некрасивый поступок, а его друг Шимон все видел, но смолчал – это значит, что Шимон потворствовал этому поступку и, следовательно, разделяет вину Реувена.
Вот почему Тора требует: «Увещевай ближнего своего», чтобы не понести «за него греха» – из-за своего молчания.
Мера за меру
«Люби ближнего своего, как самого себя: Я – Б-г» (19:18).
Что значит любить ближнего, как самого себя? Комментаторы объясняют: каждый из нас терпит свои недостатки и любит себя, несмотря на ошибки и заблуждения. Точно так же надо терпеть и любить каждого еврея, как бы он ни раздражал нас своими недостатками.
Но почему заповедь любви к ближнему подкрепляется, как печатью, констатацией очевидного факта «Я – Б-г»? Какая тут связь?
В одном из псалмов царя Давида сказано: «Б-г – твоя тень» (Теилим, 121:5). Странная фраза. Логичнее было бы предположить, что все мы находимся под тенью Б-га. Смысл этих слов такой. Подобно тому, как тень повторяет за человеком все его действия, так и Б-г подражает каждому еврею. Б-г обращается с человеком так же, как этот человек обращается с другими людьми. Если мы любим даже тех евреев, чье поведение не дотягивают до нужного уровня, и относимся к ним милосердно и снисходительно, то и Б-г милосерден к нам и любит нас, даже если мы ведем себя порой не так, как Ему хочется.
Рассказывают такую историю. К реб Зусе из Аннополя, выдающемуся праведнику, часто приезжал один богатый хасид, чтобы передать ему свои квитлах (записки с просьбой о благословении) и деньги. Но однажды этот хасид узнал, что реб Зуся сам ездит за брахой к своему ребе – Магиду из Межерича. Хасид подумал: зачем обращаться в низшую инстанцию, когда есть праведник более высокого уровня. И вместо Зуси он стал навещать Магида со своими квитлах.
Однако вскоре дела этого хасида пошли вкривь и вкось. Ему изменила удача, и, в конце концов, он разорился.
Оказавшись в тяжелом положении, хасид вернулся к своему прежнему наставнику – реб Зусе, пожаловался ему на судьбу и спросил, почему так произошло. «Пока ты ездил ко мне, – сказал реб Зуся, – и помогал мне материально, хотя, возможно, я и не достоин этой помощи, Б-г помогал тебе, давал тебе удачу в делах, хотя в Его глазах ты, наверное, тоже не вполне заслуживал такую поддержку. Но как только ты решил, что только истинный цадик такого калибра, как Магид из Межерича, заслуживает твоей помощи, Б-г пришел к такому же выводу относительно тебя и подыскал другого, более достойного кандидата на Свое милосердие».
В том же духе реб Зуся объяснил эпизод из талмудического трактата «Бава батра», в котором рассказывается, как пророк Йермияу проклял жителей Анатота, которые жестоко издевались над ним. Он молился, чтобы их денежные пожертвования – цдака, попадали к людям, которые не заслуживали помощи.
На самом деле, отметил реб Зуся, это было не проклятие, а замаскированное благословение. Жители Анатота были столь плохими людьми и так мало заслуживали Б-жественное милосердие, что только их доброта к не менее порочным людям могла побудить Б-га проявить к ним снисхождение. Именно этого и хотел Йермияу.
Приемная Г-спода
“И когда придете вы в страну и посадите какое-либо дерево плодоносное, то считайте плоды его необрезанными; три года пусть будут они для вас необрезанными, нельзя их есть” (19:23).
Южноафриканец Филипп Рабиновиц – рекордсмен мира по бегу в своей возрастной категории. Филиппу сто лет – по числу метров на его излюбленной дистанции. Недавно после интенсивных тренировок он пробежал стометровку за 30 секунд. Это всего лишь в три раза хуже абсолютного мирового рекорда. Филипп, которого соотечественники называют “Летающий Фил” и “Рабино-блиц”, не только увлекается спортом, но и работает бухгалтером в фирме, принадлежащей его дочери. Корреспонденту информационного агентства “Рейтер” он пожаловался, что хозяйка мало платит…
Город Майами-Бич в американском штате Флорида называют “Приемной Г-спода” из-за обилия домов престарелых и специальных пансионатов, в которых проживают люди, вышедшие на “заслуженный отдых”.
Пенсия – это чисто западная концепция. Врачи и социологи все чаще и решительнее критикуют ее, поскольку исследования показывают, что люди, не уходящие на пенсию и продолжающие трудовую деятельность (хотя и в меньшем объеме – соответственно своему возрасту), в целом здоровее и живут дольше, чем их неработающие ровесники.
Еврейские мудрецы учат, что Б-г нарочно скрывает от нас время нашей смерти, чтобы мы не опускали руки в ее предвидении, а сохраняли активность до последних дней.
Около двух тысяч лет назад римский император Адриан приехал в Эрец-Исраэль. Проезжая в окрестностях города Тверия, он заметил старика, который окапывал почву под саженцами смоковниц.
“Саба (дедушка) – окликнул его император. – Зачем ты мучаешь себя? Когда ты был молод, тебе приходилось зарабатывать на жизнь, кормить семью, но сейчас пора отдохнуть. Ты все равно не сможешь вкусить плодов этих деревьев”.
Старик ответил ему: “Я должен трудиться, насколько позволяют мне силы и возраст. Остальное решит Всевышний”.
“Сколько тебе лет, саба?” – спросил император.
“Сто лет”.
“Сто лет?! И ты рассчитываешь отведать плодов этих деревьев?!”
“Если Б-г будет милосерден ко мне, я отведаю плоды, а если нет – что ж, моим трудом воспользуются мои дети и внуки, точно так же как я ел плоды с деревьев, посаженных моими предками”.
Растроганный Адриан сказал ему: “Слушай, саба! Если тебе доведется собрать урожай инжира с этих деревьев – пожалуйста, сообщи мне”.
Прошли три года. Смоковницы, посаженные стариком, дали обильный урожай плодов. В те же дни Адриан вернулся в Эрец-Исраэль. Он вел карательный отряд легионеров в одну дальнюю взбунтовавшуюся провинцию своей гигантской империи. Узнав о прибытии императора, старик собрал в корзину инжир и отправился в расположение римских войск.
“Император желает видеть меня!” – решительно заявил он страже, и его пропустили.
“Кто ты такой?” – спросил Адриан. Старик напомнил ему об их встрече у смоковниц и сказал: “Б-г оказал мне милосердие: дал дожить до созревания плодов на деревьях, которые я посадил своими руками. Плоды очень вкусные. Пусть император отведает их”, – и он протянул корзину с инжиром.
Адриан повернулся к слугам: “Возьмите у старика инжир и наполните его корзину золотыми монетами”.
Слуги растерялись от такой неожиданной щедрости. Один из них спросил: “Почему император дает столь щедрый дар этому старому еврею?” Адриан ответил: “Их еврейский Б-г вознаградил редкостным долголетием этого старика за его трудолюбие и оптимизм. Разве мне не полагается сделать для него то же самое?”
5783 (2022 г.)