Содержание раздела
В начале книги «Бамидбар», четвертой в Пятикнижии, Моше проводит перепись всех мужчин призывного возраста от двадцати лет и старше. Их оказалось 603550. В колене Леви был произведен отдельный подсчет. Левитам поручалось носить сборный Храм, Мишкан, со всей утварью, собирать и разбирать его на стоянках во время странствий в пустыне. Колена Израиля, каждое со своим знаменем, располагались вокруг Мишкана четырьмя группами – на восточном, южном, западном и северном флангах. Поскольку левитам была отведена особая роль, для сохранения двенадцати «рабочих» колен потомки Йосефа разделились на колена Эфраима и Менаше. Походное построение соблюдалось и на стоянках. Б-г поручает левитам нести храмовую службу. До истории с золотым тельцом эта функция возлагалась на первенцев всех колен. В формальном обмене первенцев на левитов участвовали все 22 тысячи левитов старше одного месяца, хотя служить в Храме левиты могли только в возрасте от 30 до 50 лет. Поскольку сыновей-первенцев оказалось на 273 человека больше, чем левитов, «лишние» первенцы были выкуплены за серебро. Ритуал выкупа первенцев сохранился по сей день в еврейской традиции. Затем левитов разделили на три главных рода, начало которым положили сыновья Леви: Гершон, Кегат (от которого произошли Моше и Аарон) и Мерари. Сыновьям Кегата поручалось носить храмовый светильник менору, стол для хлебов, жертвенник и ковчег Завета. Из-за особой святости двух последних предметов их готовили в путь не левиты, а сам первосвященник Аарон и его сыновья.
Огонь, вода и пустыня
“И говорил Б-г, обращаясь к Моше, в пустыне…” (1:1).
Глядя на фотографии периода Катастрофы или хроникальные кинокадры тех лет, невольно задаешь себе вопрос: как бы я вел себя на месте этих безымянных жертв нацизма? Например, в вагоне для перевозки скота – двое суток в ужасающей тесноте и духоте, почти без пищи и воды, среди плачущих детей, с одним зловонным переполненным ведром, в которое ходят по нужде пятьдесят человек. Или в очереди на селекцию, а потом, уже голым, в другой очереди – в “душевую”, из которой выносят трупы. Нет, невозможно представить себе эти картины, перед которыми блекнут любые придуманные кошмары.
Немецкий инженер Герман Граббе, присутствовавший при массовой казне евреев в украинском городе Дубно, свидетельствовал в 1946 году:
“Без слез и стенаний эти раздетые люди собирались семейными группами. Они тихо обнимались, утешали и целовали друг друга, ожидая сигнала от эсэсовца, который стоял у рва с хлыстом в руке. Около четверти часа я находился возле грузовиков, но ни разу не услышал ни стона, ни мольбы о пощаде. Прямо передо мной ждала своей участи семья из восьми человек: муж и жена в возрасте около пятидесяти лет, трое младших детей и две взрослые дочери примерно двадцати и двадцати пяти лет. Старуха с белоснежной сединой держала на руках годовалого младенца, что-то ласково напевала и ласкала его. Ребенок заливался смехом. У отца и матери стояли слезы в глазах. Отец обнимал за плечи младшего сына лет десяти и что-то тихо объяснял ему. Мальчик тихо всхлипывал. Отец показывал пальцем в небо и нежно гладил его по голове.
Эсэсовец у рва что-то отрывисто крикнул, и охранники отделили двадцать человек и поставили их за насыпью вырытого грунта. Среди них была и та семья, которую я наблюдал. Одна худенькая черноволосая женщина, проходя мимо меня, указала на себя и сказала на идише: “Двадцать три года”.
Я подошел к насыпи и оказался перед гигантской братской могилой. Люди лежали в ней так плотно друг на друге, что виднелись только головы. Ров уже был заполнен на три четверти. По моим расчетам, в нем находились более тысячи человек…
Люди спускались по ступенькам, вырытым в стенке рва, и ложились на головы убитых и смертельно раненых так, как им показывал эсэсовец. Некоторые, уже лежа, гладили своих близких и тихо разговаривали с ними. Затем я услышал частые выстрелы…” (из материалов Нюрнбергского процесса).
Нет, это не иллюстрация к циничной и, к сожалению, распространенной, концепции, будто евреи шли на казнь покорно, “как овцы на убой”. Перед нами пример редкостной духовной отваги, готовности встретить неизбежную смерть с высоко поднятой головой.
Именно этот факт отмечает еще один свидетель – нацистский офицер в докладе своему начальству: “Надо признать, что евреи идут на смерть с большим самообладанием. Дойдя до места казни, они стоят тихо и спокойно, в то время как цыгане при тех же обстоятельствах истерично визжат, воют и бесцельно мечутся”.
Как могли простые люди – мужчины, женщины, старики и дети – проявлять такую почти сверхъестественную стойкость перед лицом неслыханной, звериной жестокости своих палачей?
Наши мудрецы учат, что Тора была дана евреям в огне, воде и пустыне. Что это значит?
Через нашего праотца Авраама мы получили Тору в огне. В Уре Халдейском его бросили в огненную печь за нежелание отречься от веры в Единого Б-га. Мы, евреи, несем в себе духовные гены Авраама-авину.
При Исходе из Египта евреи прошли испытание водой. Карательный отряд египетских колесниц настиг их на берегу Красного моря. Казалось, что нет спасения. Но по приказу Б-га весь народ бросился в морскую пучину, и волны расступились под напором столь безоглядной веры.
Кто-то может возразить, что они сделали это в состоянии аффекта, под влиянием минутной увлеченности. Тогда обратимся к третьему событию, навсегда скрепившему готовность евреев к самопожертвованию. Целый народ – мужчины, женщины, старики и дети – пошли за Моше-рабейну в пустыню, огромную и страшную, без еды и воды, в окружении диких зверей, змей и скорпионов, но с твердой верой в исполнение обещанных чудес и в свое высокое предназначение.
Эти три испытания – огонь, вода и пустыня – так глубоко отпечатались в душах евреев, что даже через три тысячелетия помогли миллионам людей с верой и достоинством вступить во врата нацистского ада.
Две жизни
“И повели сынам Израиля, чтобы выслали они из стана… всякого осквернившегося мертвым” (5:2).
Понятие духовной нечистоты плохо усваивается человеком, воспитанным в традициях западной культуры. В самом деле, почему труп человека может осквернять живых людей, причем гораздо больше, чем что-либо другое?
Тора – не медицинский справочник и не инструкция по общественной гигиене. Нечистота, о которой она говорит, не физическая зараза. Речь идет о духовной концепции. На иврите духовная нечистота передается словом “тума“. Интересно, что тума встречается и в толковом словаре Даля, где оно означает: “чепуха, вздор, бессмыслица”. Еврейская тума созвучно слову “сатум” – запечатанный, изолированный.
Какая связь между нечистотой и изоляцией? В еврейской традиции всякая духовная нечистота – это результат разделения, изоляции. Лашон а-ра – злоречие – это классическая нечистота, приводящая к раздорам и разъединению людей. В библейские времена у того, кто злословил, появлялись на коже поражения наподобие проказы. Ему полагалось пройти карантин и процедуру ритуального очищения.
Если мужское семя расходуется впустую вместо того, чтобы соединиться с женской яйцеклеткой и образовать новое единство, новую жизнь – это тоже тума. И, наконец, самая большая тума возникает при разделении тела и души.
Тума смерти представляет собой предельное и неисправимое разъединение. Когда мы смотрим на умершего человека, особенно если мы знали его при жизни, нам кажется, что мы видим Конец. Наши ощущения как будто упираются в непроницаемую стену. Они изолированы. Мы не видим продолжения, абсолютно ничего за этой финальной точкой.
Страшное и всепоглощающее чувство, будто жизнь остановилась, это и есть главный источник духовной нечистоты, потому что это чувство отделяет нас от понимания того, что бытие не прекращается со смертью: оно изолирует нас от веры в милосердного и всемогущего Б-га. Так влияет на нас вид мертвого тела.
Однако мы знаем, что есть и другая жизнь. Мы верим, что этот мир – всего лишь прихожая, в которой мы готовимся войти в великолепный, залитый светом дворец.
Наверное, поэтому слово “хаим” – жизнь, употребляется в иврите во множественном числе. Сама эта грамматическая форма указывает, что есть не одна, а две жизни: жизнь в этом мире и жизнь после смерти, по ту сторону тумы – нечистоты. Ведь мертвое тело еще не весь человек. Его душа остается бессмертной.
5783 (2022 г.)