Недельные главы Торы «БЕГААЛОТХА»

Содержание раздела

Б-г учит первосвященника Аарона правильно зажигать Менору в Храме. Моше освящает колено Леви для служения в Храме вместо первенцев из других колен, дисквалифицированных в наказание за поклонение золотому тельцу. Левиты проходят обучение храмовой службе в возрасте от 25 до 30 лет, затем служат двадцать лет, после чего их переводят на более легкую работу. Ровно через год после выхода из Египта Б-г велит евреям принести пасхальную жертву. Тем, кто не смог сделать это вовремя по уважительной причине, разрешено принести ее ровно через месяц – «песах шени» – вторую пасхальную жертву. В день освящения передвижного Храма – Мишкана, его покрыло облако Б-жественной Славы, превращавшееся ночью в «огненное явление». По этому облаку евреи узнавали, когда надо отправляться в путь, куда идти и когда остановиться на отдых. Б-г велит Моше изготовить две серебряные трубы для сбора и оповещения людей. Указан порядок следования колен в походном строю. Моше приглашает своего тестя Итро присоединиться к евреям, но тот возвращается в страну Мидьян. Эрев рав – иноплеменники, примкнувшие к евреям при Исходе, провоцируют бунт. Народ жалуется на однообразное питание, состоящее из одной манны, и ностальгически вспоминает еду в Египте. Моше говорит Б-гу, что не может больше управлять строптивым народом в одиночку. Тогда Б-г велит ему отобрать 70 старейшин (прообраз будущего Синедриона) для участия в руководстве и наделяет их провидческим даром. Двое из этой группы пророчат в стане, что не Моше, а его ученик Йеошуа бин-Нун приведет народ в Эрец-Исраэль. Йеошуа требует наказать «лжецов», но Моше доволен, что теперь у евреев есть и другие пророки кроме него. Б-г посылает огромное количество перепелов тем, кто жаловался на отсутствие мяса в пустыне, а затем поражает недовольных мором. Мирьям, сестра Моше, наказывается «проказой» за несправедливые обвинения в его адрес и покидает стан. Народ ждет ее семь дней до окончания карантина.


Все дороги ведут к Б-гу

«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Говори Аарону и скажи ему: «Когда будешь зажигать светильники…» (8:1-2).

Жили-были два друга: один – богатый аристократ, а другой – бедный трудяга. Однажды богач сказал другу, что хочет отобедать у него в гостях. Бедняк был несказанно рад такой чести и немедленно стал готовиться к приему.

Он выдраил свое убогое жилище, вымыл полы, отполировал мебель и перед самым приходом дорогого гостя приготовил скромный ужин, накрыл стол и зажег свечи. 

Уже смеркалось. Усталый, но взволнованный предстоящим событием хозяин подошел к окну. Вдали за горизонтом он заметил какое-то свечение. Вначале он подумал, что это свет заходящего солнца. Но, хотя небо темнело, свечение не только не ослабевало, а наоборот, усиливалось. 

И вдруг на вершине холма появился всадник в окружении пеших людей. Это был его друг со своими слугами. Каждый слуга нес над головой горящий факел. Факелы светили так ярко, что заливали светом все пространство, превращая ночь в день.

Бедняк не мог оторвать взор от столь великолепного зрелища: его друг вместе со свитой приближался к его дому. Он оглядел комнату. Как жалко она выглядела! Особенно эти тоненькие свечки. Разве мог их слабый свет хотя бы отдаленно сравниться с полыхающим огнем факелов? 

Он быстро задул свечи и спрятал их вместе с подсвечником в ящик обшарпанного комода.

Аристократ вошел в дом своего друга и съежился от окутавшей его тьмы. «Почему у тебя темно? – обиженно спросил он, – разве ты не ждал меня сегодня?»

«Что ты! Конечно, ждал! – воскликнул бедняк. – Я и свечи зажег. Но когда я увидел столь яркий и прекрасный свет факелов в руках твоих слуг, мне стало неловко, и я погасил их». 

Аристократ понимающе улыбнулся и сделал жест своим слугам, чтобы они удалились. Затем он повернулся к бедняку и сказал: «Сегодня я буду обедать при свете твоих свечей. Я хочу, чтобы ты знал, как дороги они мне».

Люди часто спрашивают, почему Б-г дал евреям так много заповедей: целых 613! Нельзя ли поменьше?

На самом деле, далеко не все из них применимы сегодня и не все относятся к каждому из нас. Например, некоторые мицвот могут выполнять только коэны, некоторые относятся к женщинам. Значительная часть заповедей, особенно тех, которые связаны с жертвоприношениями, невыполнимы из-за отсутствия Храма. И все равно, остается еще очень много мицвот, которые обязательны и сегодня для всех евреев.

Почему Б-г хочет, чтобы мы выполняли их? Какой Ему толк от того, что я накладываю тфилин или люблю (пытаюсь любить) своего ближнего, как самого себя?

Мудрый царь Шломо сказал, что «мицва» — это свеча. Как бы ярко ни горела она, все равно ее свет бесконечно мал и слаб по сравнению с Б-жественным светом. Может ли мое крошечное чувство милосердия, побуждающее меня дать монету нищему, сравниться с безмерным милосердием Творца вселенной, создавшего все живое и неживое в этом мире, включая меня самого, и позволившего мне (как и любому другому человеку) установить с Ним близкие доверительные отношения?

Возможно, именно такие мысли возникали в голове Моше-рабейну, когда он с душевным трепетом входил в Святилище. Переступив порог Мишкана, он видел дивное, ни с чем не сравнимое сияние Шехины – Б-жественного присутствия. «Может ли свет меноры, каким бы ярким он ни казался, сравниться с этим чудом?» – невольно спрашивал себя пророк. Ему казалось, что блеск Шехины затмит огонь храмовых светильников. 

Зачем же Б-гу все эти фитили и ритуально чистое оливковое масло, которое так старательно готовили служители Храма?

И тогда Всевышний обратился к Моше со словами, первое из которых стало названием сегодняшнего раздела Торы: «Бегаалотха». Обычно его переводят: «Когда будешь зажигать…». Но у этого слова может быть и другое значение: «В твоем возвышении».

Б-г говорил Моше, что заповедь зажигания Меноры возвысит его и Аарона. И так же будет со всеми другими заповедями. Каждая мицва — это возможность духовно возвыситься. 

Тора открывает для нас 613 путей, и все они ведут к Б-гу.

Проблематичная версия

«И услышал Моше, как народ плачет, по семействам своим, каждый у входа в свой шатер, и весьма воспламенился гнев Б-га…» (11:10).

Почему плакали евреи? На первый взгляд, ответ ясен. Им надоела манна. Но Раши дает другое объяснение, вне контекста описываемых в разделе событий. «По семействам своим» – означает, что они были огорчены законами семейной жизни, полученными вместе с другими заповедями у горы Синай. Эти законы ограничивали их в выборе брачного партнера, например, близкие родственники не могли жениться. Некоторым парам пришлось даже расстаться после дарования Торы, включая родителей Моше, Аарона и Мирьям, поскольку их мать Йохевед была теткой своего мужа Амрама. 

Любопытно, отмечает РОШ (рабби Ашер бен Иехиель, 1250-1327 г. , Германия-Испания), что благодаря их вынужденному разводу на свет появились персонажи сегодняшнего раздела Эльдад и Мейдад, которые, пророчествовали в стане о том, что Моше умрет, не войдя в Эрец-Исраэль, и народ возглавит Йеошуа бин-Нун. 

Эльдад и Мейдад были полуродными братьями Моше, Аарона и Мирьям, утверждает РОШ. Расставшись с Йохевед (которой к тому времени было 210 лет), Амрам женился на другой женщине, и та родила ему двух сыновей. В подтверждение своей версии РОШ приводит текст письма некоего рабби Гилеля из Эрец-Израиль, отправленного раву Амраму Гаону. Автор письма сообщает, что он лично видел могилы Эльдада и Мейдада, «братьев Аарона по отцу, но не по матери».

По другому мнению, добавляет РОШ, настоящие имена Эльдада и Мейдада – Элидад бен Кислон и Кемуэль бен Шифтан. Позже они возглавили колена Биньямина и, соответственно, Эфраима. В таком случае они, разумеется, не могли быть братьями Моше и Аарона.

Первая версия выглядит неубедительно. Если Эльдад и Мейдад действительно были сыновьями Амрама от женщины, на которой он женился после дарования Торы, то им могло быть от силы несколько месяцев (при условии, что они родились близнецами). Трудно поверить, что дух пророчества овладел младенцами, не достигшими годовалого возраста.

Можно, правда, возразить, что в библейские времена границы активной и плодотворной жизни были неизмеримо шире, чем сейчас. Например, как утверждают комментаторы, Ривка вышла замуж за Ицхака в трехлетнем возрасте, а Бецалель уже в 13 лет был корифеем всех ремесел и искусств и возглавил строительство передвижного Храма (к тому же он был женат с восьми лет). Вспомним также, что Сара родила Ицхака в 90 лет, а Аарон и Моше появились на свет, когда их матери Йохевед было далеко за сто. И все же, пророки-младенцы – звучит, мягко говоря, неубедительно.

«Таргум Йонатан» дает другое, более логичное объяснение. За восемьдесят лет до Исхода Амрам развелся с Йохевед, чтобы у них не рождались мальчики, которых фараон велел топить в Ниле, однако позже они воссоединились (см. комментарий РАШИ к стиху 2:1 в книге «Шмот»). Результатом их повторного союза стал, как известно, Моше-рабейну. Однако в промежутке Йохевед успела побывать в другом браке с Элицафаном бен-Парнахом, от которого она родила Эльдада и Мейдада.

В этом объяснении есть свои проблемы (в частности, Тора запрещает возвращать разведенную жену, если она жила с другим мужчиной), но оно придает достоверность утверждению, что Эльдад и Мейдад были полуродными братьями Моше и Аарона, правда, не по отцу, а по матери.

5783 (2022 г.)

Добавьте Ваш комментарий

* Обязательно заполнить.
Текст сообщения не должен превышать 5000 знаков