Недельная глава Торы «ЭКЕВ»

Содержание раздела

Продолжая свои наставления, Моше-рабейну вновь призывает евреев выполнять заповеди Торы, обещая им в награду процветание и благоденствие. Завоевание Эрец-Исраэль будет происходить постепенно, без панического бегства местных племен, чтобы на опустевшей земле не развелись дикие животные и у евреев было достаточно времени для планомерного заселения страны. Пророк велит евреям сжечь всех ханаанских идолов и напоминает, что Тора неделима – нельзя соблюдать выборочно ее законы. Затем он красочно описывает изобилие Эрец-Исраэль, где растут пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики, и напоминает евреям, что они завоюют Святую Землю не благодаря своему мужеству и военному искусству, а исключительно по воле Б-га. Приводится хроника событий у горы Синай – от провозглашения Десяти Заповедей до получения второго комплекта скрижалей Завета после трагической истории с золотым тельцом. Моше вспоминает и другие события Исхода: смерть Аарона и назначение колена Леви для служения в Храме. Он говорит, что небольшое племя численностью 70 душ, пришедшее в Египет, превратилось в народ, многочисленный, как звезды на небе. Вновь описав несравненные достоинства Страны Израиля, Моше сообщает народу формулу еврейской веры, ставшую второй частью молитвы «Шма, Исраэль».


И пламя гнева не спалит тебя…

“Изваяния богов их сожгите огнем… это мерзость для Б-га, Г-спода твоего” (7:25).

Идолопоклонство один из трех тяжелейших грехов, которые по закону Торы караются смертной казнью. Интересно, что мудрецы приравнивают к идолопоклонству одну отрицательную, хотя, на первый взгляд, и не такую уж греховную эмоцию. Это – гнев. Обратите внимание, не злоба и не зависть, а именно гнев. Почему? Что общего у идолопоклонства и гнева?

Представьте, что вы работаете придворным в королевском дворце. Вот вы торжественно шествуете в свите монарха, и вдруг один из ваших коллег – тоже придворный – наступает вам на ногу, да так больно, что у вас темнеет в глазах. Вы ждете извинения, но этот нахал показывает вам язык и гнусно хихикает. 

Ваша реакция? Вы начнете кричать на него? Устроите скандал? Может быть, даже возьмете его за грудки? Нет, конечно. Одно присутствие короля и священный трепет перед Его величеством не дадут разгореться праведному гневу. К тому же, любая несдержанность может стоить вам головы. Вы моментально проглотите обиду и растянете губы в притворной улыбке.

Весь мир – это гигантский дворец, в котором безраздельно правит Царь Царей. В этом дворце тоже существует свой кодекс поведения. Гневливый человек как будто отрицает сей факт: для него нет дворца и нет Царя.

Каждое явление нашего физического мира отражается в духовных сферах. Гнев сравнивают с огнем. Гнев “пожирает” человека, как бурное пламя. Когда мы гневаемся, у нас “горит” лицо, сверкают глаза. Гнев может “сжечь дотла”.

Иногда события показывают нам прямую связь между духовным грехом и его физическим следствием. Однажды в американском штате Колорадо произошел катастрофический пожар, уничтоживший сотни гектаров прекрасных лесных угодий. Виновницей пожара оказалась работница местного лесничества. Будучи при исполнении служебных обязанностей, она достала письмо, полученное от бывшего мужа, и в гневе подожгла бумажный листок. Потом она небрежно затоптала огонь и ушла, не оглядываясь, а через несколько минут увидела позади бушующее пламя…

Когда мы зажигаем пламя гнева, нам бывает очень трудно, а то и невозможно погасить его. Если одна вспышка ярости сожгла пол-штата, страшно себе представить, какие опустошительные пожары, зажженные гневом, губят невидимые нам духовные миры.

Средство от апатии

“И молился я Б-гу, и сказал: “Г-сподь Б-г! Не губи народа твоего…” (9:26).

Молитва – дело серьезное и очень трудное. Попробуйте сами. Нет, когда вас везут в операционную, или вы сдаете экзамен, к которому не успели хорошо подготовиться, никаких проблем с концентрацией внимания не возникает. Проблема в обычной, будничной молитве, которую мы читаем многие годы, три раза в день. Не успеешь сказать и двух слов, как в голову начинают гурьбой ломиться всякие мысли и воспоминания: не забыть оплатить счет за телефон; вчера начальник был не в духе – к чему бы это? Как сыграет “Маккаби” в баскетбольном кубке Европы? В банке опять большой “минус”…

Не случайно молитву называют на иврите “авода“, работа. Да, молитва – это работа, требующая предельной концентрации внимания. Но молитва может служить также источником вдохновения и глубоких переживаний. Тот, кому удавалась такая молитва, хотя бы один раз, например, в Йом-Кипур, знает, что после нее окружающий мир неузнаваемо преображается.

Кроме естественных преград чисто психологического свойства, глубокой и сосредоточенной молитве мешает еще один важный фактор. Нас со всех сторон, от колыбели до могилы, с утра до ночи и с ночи до утра атакуют тысячи навязчивых образов. Они врываются в наше подсознание с уличных афиш и газетных страниц, с телеэкрана и нечаянно увиденной уличной сценки. Наша память перегружена фактами и цифрами. Мы держим в голове десятки телефонных номеров, компьютерные коды, номера банковских счетов и даты рождения друзей и родственников. Куда ни посмотришь, везде тебя подстерегает очередной образ, норовящий занять как можно больше места в ячейках памяти.

Великий подвижник Торы довоенных лет рабби Барух-Бер Лейбович никогда не считал деньги, когда расплачивался за покупку в бакалейной лавке. Он протягивал хозяину горсть монет на ладони, и тот сам отсчитывал нужную сумму. Это был не барский жест. Просто рав Лейбович не отличал гривенника от пятиалтынного. Он тщательно берег свое мыслительное пространство от материального мусора, чтобы сохранить его для вечной мудрости Торы. У него не было проблем с концентрацией внимания во время молитвы. 

Одно из проклятий современного галута состоит в том, что наши головы забиты повседневной рутиной, которая мешает нам обратиться к духовным мирам.

“И молился я Б-гу, – говорит Моше в сегодняшнем разделе. – “Г-сподь Б-г! Не губи народа твоего…”. Пророк молился не только за поколение пустыни, но и за всех других евреев, которым предстояло жить в грядущие эпохи. Во времена трагедий и жестоких преследований, когда сынов Израиля охватывало отчаяние, и слова молитвы застревали в горле, Моше-рабейну возвышал свой голос в защиту гонимого племени.

Даже в самые трудные времена, когда нас парализует апатия, когда нить молитвы разрывается где-то между сердцем и устами, и мы лишь механически твердим заученные слова, на помощь приходит молитва великого пророка, вселяя трепетную надежду в души, измученные долгой ночью изгнания.

Не бойся, будь евреем!

“Если скажешь в сердце своем: “Многочисленнее меня народы эти, как смогу я изгнать их?” – то не бойся их…” (7:17-18).

Мысль, высказанная Моше, проста и убедительна. Только после того, как ты поймешь, что своими силами, без помощи Всевышнего, тебе не удастся разгромить твоих врагов, тебе не надо никого бояться: ты уже победил. 

Но если ты решил, что можешь одолеть их “своею собственной рукой”, самостоятельно очистить Эрец-Исраэль от враждебных народов, – вот тогда страх и беспокойство будут вполне уместны. Б-г не помогает тем, кто не рассчитывает на Него.

Добавьте Ваш комментарий

* Обязательно заполнить.
Текст сообщения не должен превышать 5000 знаков