СУККОТ

Заключительный раздел Торы «Ве зот а-браха» будут читать в следующую субботу, на которую выпадают праздники Шмини-Ацерет и Симхат-Тора. А в ближайший шаббат, он же первый день Суккота, в синагогах прочтут вместо очередного недельного раздела специальные праздничные отрывки из Пятикнижия и Пророков, а также книгу «Коэлет» («Экклезиаст»), автор которой мудрый царь Шломо предостерегает нас от бездумной погони за материальными благами и удовольствиями.


Великолепная семерка “ушпизин

Кто такие ушпизин? Ушпизин – по-арамейски “гости”. Речь идет о семи наиболее выдающихся библейских персонажах, которые, согласно еврейскому мистическому учению, по очереди приходят к нам в сукку в течение недели Суккота. Назовем их поименно: Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон и Давид.

Источником этой традиции является стих из каббалистической книги “Зоар“: “Когда человек сидит в сукке, к нему присоединяются Авраам и шесть праведных мужей” (5.103b).

Но почему именно эти семеро удостоились стать постоянными гостями евреев всех эпох, соблюдающих заповедь сукки?

“Мой любимый”

Начнем с Авраама. В книге пророка Иешаяу (41:8) Б-г называет его: “Авраам, Мой любимый”. Столь лестным эпитетом наш первый праотец был награжден, в первую очередь, за свою любовь к людям. Самый яркий пример этой любви можно найти в разделе “Ваера” (книга “Берешит“): на третий день после обрезания 99-летний Авраам сидел у своего шатра и, несмотря на боль и жару, с нетерпением ждал случайных гостей. Его шатер, как утверждают комментаторы, имел вход с каждой из четырех сторон. 

Кроме того, Авраам обладал уникальной исторической заслугой: он учил людей монотеизму в эпоху варварского, примитивного язычества. Не зря его называют “отцом народов”. Именно он считается основателем учения этического монотеизма, на котором построена вся современная цивилизация. 

Комментируя слова “души, созданные ими” (“Берешит“, 12:5), РАШИ пишет, что речь идет о людях, которых Авраам и его жена Сара приобщили к служению Всевышнему. Это подвижничество означает, по оценке Торы, что они как будто заново создали этих людей. Не случайно мудрецы Талмуда (трактат “Рош а-Шана“) учат нас, что отношение Б-га к каждому из нас определяется нашим отношением к другим людям. 

К тому же Авраам любил не только людей, но и, в первую очередь, Б-га, и Б-г ответил ему взаимностью: “Авраам, Мой любимый”. 

Впрочем, и это еще не все. В отличие от других праотцев у Авраама не было положительного примера в жизни. Его отец Терах был идолопоклонником, а на роль “наставников” могли претендовать лишь такие малосимпатичные персонажи, как фараон, Авимелех и Нимрод. Авраам с трех лет плыл против течения, рискуя жизнью. Вот почему именно он удостоился возглавить галерею ушпизин.

Жизнь за Царя

Теперь перейдем к следующему гостю, Ицхаку. Ицхак был воплощением беззаветного служения Творцу, человеком готовым отдать за Него жизнь (в буквальном смысле). Этому он научился у своего отца Авраама, которого царь Нимрод бросил в огненную печь. В том эпизоде Б-г совершил чудо для своего “любимого”: вывел его невредимым из пламени. Однако в отличие от Авраама, который жертвовал жизнью за свои убеждения, Ицхак ничего не пытался доказать или утвердить, когда добровольно лег на жертвенник и дал отцу связать себя. Это был акт чистейшей веры: Ицхак приготовился умереть только для того, чтобы помочь отцу исполнить волю Всевышнего. Никакой личной мотивации. Таков был уникальный героизм Ицхака. 

Кроме того, отметим немногословие Ицхака (редкое качество для еврея). Прочтите его диалоги в книге “Берешит“, и вы заметите, как взвешены его фразы, как тщательно он подбирал слова, демонстрируя наглядный пример шмират ха-лашон – внимательного и осмотрительного обращения с собственной речью.

Великий страдалец

Из всех трех праотцев на долю Яакова, третьего гостя в сукке, выпали сами тяжелые душевные страдания. Его мучили Эсав и Лаван, но особенно много невзгод он перенес из-за собственных сыновей. Не случайно в еврейской традиции есть понятие “цар гидуль баним” – муки воспитания детей. Вначале бесследно и загадочно исчез любимец Яакова Йосеф, которого братья продали в рабство, едва не убив. Через двадцать лет сумасбродный египетский правитель, под маской которого скрывался Йосеф, оставил в заложниках Шимона и затем под надуманным предлогом арестовал младшего любимого сына Биньямина. 

Однако перенесенные мучения и беды не сломили Яакова, не помешали ему получить статус “Бехир ше-бе-авот” (старший из праотцов).

У Яакова была еще одна большая заслуга. По дороге в Харан (куда он бежал, спасаясь от мести своего брата-близнеца Эсава, у которого похитил отцовское благословение) его ограбил сын Эсава Элифаз. Оставшись без гроша, Яаков, сын очень богатых родителей, “задержался” на 14 лет в иешиве Шема и Эвера. Еврейские мудрецы высоко ценят такую самоотверженную преданность Торе. В Талмуде (трактат “Санедрин“) они утверждают, что поколение рабби Иегуды бе-ребби Илаи превосходит Моше-рабейну, Иеошуа бин-Нуна и Хизкияу, потому что молодежь тех лет изучала Тору в крайней нищете – шесть человек заворачивались в один талит.

Копилка заслуг

После Яакова к нам в сукку пожалует в гости его выдающийся сын Йосеф. Моральная стойкость Йосефа проявилась еще в юном возрасте, когда, оказавшись рабом в доме высокопоставленного египетского чиновника, он не поддался на более чем настойчивые ухаживания своей хозяйки и ее откровенный шантаж. 

Но особенно ярко он проявил свою несравненную праведность в отношениях с братьями, продавшими его в рабство. Когда их пути пересеклись в Египте, он не только отказался от мести за перенесенные страдания, не только изгнал из своего сердца обиду на них, но и всячески старался оказывать им уважение, помог им и их семьям устроиться в новой стране, куда они пришли из Ханаана, спасаясь от голода. 

Йосеф до слез огорчился, когда братья испугались, что он будет мстить им за прошлое после смерти отца. Наоборот, как свидетельствует Тора, Йосеф-праведник еще много лет продолжал оказывать им помощь, добавив в свою копилку заслуг один из величайших актов милосердия.

Скромнейший из людей  

Следующий гость Моше известен двумя на первый взгляд несовместимыми качествами: он был величайшим пророком и одновременно, как сказано в Торе, скромнейшим из смертных. Человеку легко быть скромным, когда ему нечем похвастать. Но как удержаться от “законной гордости”, если ты обладаешь многочисленными достоинствами и заслугами, если ты так многого достиг в жизни и так много сделал для своего народа, если ты стал одной из самых выдающихся личностей в истории человечества? 

Скромных людей много. Но великим и по-настоящему скромным был только один человек в истории – Моше-рабейну.

Любовь к миру

Вслед за Моше нас почтит своим присутствием его брат, первосвященник Аарон. РАШИ пишет в одном из комментариев к Торе, что Аарон практически ни в чем не уступал Моше по своим личным качествам. Одного этого факта достаточно, чтобы включить его в великолепную семерку ушпизин

Но Аарон обладал одной уникальной добродетелью, в которой ему не было равных: он “любил мир и стремился к миру”. Речь идет не о мире, как отсутствии войны, не о “мире во всем мире”, а о гармонии и согласии внутри еврейского народа, на уровне семьи. 

Мидраш сообщает, что на похоронах Аарона за его гробом шли восемьдесят тысяч юношей и мальчиков по имени Аарон. Откуда они взялись?

Все они родились в семьях, которые стояли на грани распада, но были сохранены миротворческими усилиями первосвященника Аарона. В благодарность за эту помощь родители называли родившихся у них впоследствии сыновей именем этого праведника.

Представьте себе: 80 тысяч сохраненных семей за 40 лет пребывания в пустыне. Это значит, что Аарон мирил около двух тысяч супружеских пар за год (скорее всего, даже больше: ведь не во всех сохраненных семьях рождались мальчики). Поразительное достижение! Тем более, если вспомнить, что Аарон занимал важный и ответственный пост первосвященника и целый день служил в переносном Храме: следил за порядком, приносил многочисленные жертвы, зажигал Менору и воскурения. В этой трудной и сложной работе ему помогали только два других коэна – его сыновья.

Царь-песнопевец

Давид, последний из ушпизин, заслужил приглашения в сукку хотя бы тем, что написал “Теиллим” – Книгу псалмов. Но он был также еврейским царем, и не просто царем, а основателем монархической династии, которая, как мы верим, будет восстановлена и увенчается спасителем-Машиахом

Кроме того, в Книге Царств (“Мелахим“) не раз отмечается, что Давид был исключительно праведным царем, целиком посвятившим себя служению Всевышнему. 
К тому же Давид проявил себя как блестящий воин, причем во всех своих выдающихся победах на поле брани он целиком опирался на помощь Б-га. Однако, читая “Теиллим“, вы не найдете ни слова самовосхваления. Давид был, подобно Аврааму и Моше, чрезвычайно скромным человеком. Его псалмы наполнены столь глубокой верой и беззаветной преданностью Творцу, что всякий, кто читает их с достаточным вниманием, как губка впитывает в себя эти качества.

5784

Добавьте Ваш комментарий

* Обязательно заполнить.
Текст сообщения не должен превышать 5000 знаков