Недельная глава Торы «ЛЕХ ЛЕХА»

Содержание разделa

В десятом поколении после Ноаха на свет появляется Аврам (впоследствии названный Авраам), будущий основоположник этического монотеизма, впервые осознавший, что миром управляет Высший Разум, Творец вселенной – Б-г. В награду за этот интеллектуальный подвиг, совершенный в языческом окружении, Всевышний открывается Авраму и велит ему отправиться в неведомую страну, где от него произойдет великий народ. Когда Аврам приходит в Ханаан вместе с женой Сарай (впоследствии названной Сара), племянником Лотом, слугами и единомышленниками, Б-г сообщает ему, что земля, в которую он придет, будет отдана его потомкам. Вскоре в этой стране начинается голод, и Аврам уходит в Египет. Зная дикие нравы египетских варваров и опасаясь, что красота Сарай погубит его, он выдает жену за свою сестру. Сарай приводят к фараону, но Б-г поражает египтян тяжелыми язвами, и они отпускают пленницу, не тронув ее. Аврам возвращается в Ханаан со щедрыми дарами от египтян и многочисленным скотом. Лот отделяется от Аврама из-за ссоры, вспыхнувшей между их пастухами, и поселяется в долине Иордана, в процветающем, но насквозь порочном городе Сдоме. Между местными правителями вспыхивает война. Сдом побежден, и Лот попадает в плен. Аврам бросается ему на выручку с горсткой верных людей и одерживает победу. Он освобождает племянника, но отказывается от военных трофеев. Б-г сообщает Авраму в мистическом видении, что его потомки будут порабощены четыреста лет в чужой стране, но затем выйдут из плена «с большим достоянием» и вернутся в Эрец-Исраэль. Сарай бесплодна, и она дает Авраму свою служанку Агарь, чтобы та родила им ребенка. Забеременев, Агарь ведет себя заносчиво. Сарай проявляет строгость, и Агарь уходит из дома, но затем возвращается по велению ангела и рожает Ишмаэля. Б-г дает Авраму и его потомкам заповедь обрезания как знак вечного союза с Ним, меняет имя Аврам на Авраам, а Сарай – на Сара, и обещает 99-летнему патриарху, что его 90-летняя жена вскоре родит ему сына Ицхака, его истинного преемника. В тот же день Авраам совершает обрезание себе, 13-летнему Ишмаэлю и всем другим мужчинам в своем доме.


Как в последнюю атаку

“И сказал Б-г Авраму: Иди для себя (лех леха) из страны твоей, с родины твоей и от семьи отца твоего – в страну, которую Я укажу тебе” (12:1).

…Летчик выровнял свой бомбардировщик на высоте восемь тысяч метров и развернулся, чтобы сделать еще один заход на цель. Неожиданно ожило бортовое радио и захрипело голосом командира: “С ума сошел! Немедленно уходи! Ты что не видишь, что вокруг этой дамбы зениток, как одуванчиков на лугу?!” 

“Простите, товарищ майор, но я их все равно достану. Даже если вам придется получить мой посмертный орден…”.

Б-г испытывал Авраама десять раз. Первым испытанием стало указание покинуть родную страну и отцовский дом. Но зачем Б-г говорит “лишние” слова? Что означает “иди для себя”? 

Все очень просто. Авраам должен знать, что его предстоящая эмиграция нужна не потомкам, не Б-гу, а только ему самому. Но если испытание выгодно Аврааму – какое же это испытание!?

Все дело в психологии. Нам порой легче служить Б-гу или какому-то иному “святому” делу, если это служение требует от нас личных жертв и не дает никакой выгоды.

Пикируя на вражескую цель, летчик уже видит свой портрет в музее боевой славы, а свою заплаканную вдову в президиуме большого собрания. В его ушах звучит песенная строчка: “Пилоту не доступен страх, в глаза он смерти смотрит смело. И если надо, жизнь отдаст, как отдал капитан Гастелло…”. 

Первое испытание, приготовленное Аврааму, как раз и состояло в том, чтобы он выполнял волю Творца “для себя”, без всякой романтики и идеализации. Б-г как будто говорил ему: “Ты думаешь, что уход из сытого и процветающего Харана в дикий и пустынный Ханаан это героизм? Ошибаешься. Я посылаю тебя в эту страну только для твоей пользы”.

И Авраам выполнил это указание так же решительно и отважно, как шел в последнюю атаку легендарный “капитан Гастелло”.

Месть лучника

“И сказал он (ангел): “Агарь, служанка Сарай, откуда пришла ты, и куда идешь?” И ответила она: “От Сарай, госпожи моей, я бегу (анохи борахат)”. То же самое слово “борахат” комментатор Бааль а-турим находит в пророчестве Йермияу: “От шума всадников и лучников бежит весь город” (4:29). Речь идет о жителях Иерусалима. Какая тут связь?

Лучниками, объясняет Бааль а-турим, были потомки Ишмаэля, которого сама Тора называет “стрелком из лука” (см. следующий раздел Торы “Ваера”, 21:20). “Теперь вы понимаете, почему евреям пришлось бежать из Иерусалима? – продолжает комментатор. – Это им в отместку за то, что их праматерь Сара выгнала из дома Агарь, беременную Ишмаэлем”. 

Счета, предъявленные в Торе, не имеют срока давности. Возможно, тот же самый конфликт между женами Авраама вынудил евреев восемнадцать лет назад «бежать» от арабов из Газы и теперь страдать от их дикой ненависти.

Союз обрезанных

“Вот мой союз, который вы будете хранить между Мною и вами и потомством твоим после тебя: пусть обрезанным будет у вас каждый мужчина” (17:10).

Почему заповедь обрезания – мила – называется “союзом”? Потому что гематрия (цифровая сумма букв) слова “брит” (союз) равняется 612. Общее число заповедей Торы составляет, как известно, 613. “Брит-мила” приравнивается ко всем прочим мицвот, потому что без нее мужчина не считается иудеем. Необрезанный не может вступить в союз Авраама.

Святой от рождения

“Но союз Мой скреплю (аким) Я с Ицхаком, которого родит тебе Сара к этому времени на будущий год” (17:21).

Аким можно рассматривать как аббревиатуру слов “ашер кидеш йедид ми-бетен” (который освятил возлюбленного своего с момента его рождения). Эти слова включены в благословение, которое мы читаем во время церемонии обрезания новорожденных еврейских мальчиков. 

“Возлюбленный” – это Ицхак, первый освященный в лоне матери, поскольку он был зачат уже после дарования заповеди об обрезании. Он и его потомки во всех поколениях носят на своей плоти знак священного завета. 

Ицхак был первым человеком, обрезанным на восьмой день жизни, и, как мы видим, именно с ним Б-г обещал скрепить свой союз, а не с Ишмаэлем, прошедшим обрезание в возрасте 13 лет.

Двум смертям не бывать

“И поэтому, когда увидят тебя египтяне, они скажут: “Это жена его” – и убьют меня, а тебя оставят в живых” (12:12).

Уходя из голодного Ханаана в Египет, Авраам решил выдать Сару за свою сестру. Раби Ашер бен Иехиэль (известный под аббревиатурой РОШ) дает этому решению неожиданное объяснение. Авраам боялся, говорит он, что египтяне убьют его, чтобы не совершить грех прелюбодеяния с замужней женщиной. 

Странно – если египетские варвары так свято чтили Семь законов Ноаха, полученных всем человечеством после Всемирного потопа, то почему они считали, что убийство – менее тяжелое преступление, чем разврат? Нет, они так не считали, поясняет РОШ. Просто они выбрали бы меньшее из двух зол. Сожительство с замужней женщиной – это повторяющееся действие, а убийство Авраама, хотя и тяжкий грех, но все же однократный: раз убили и забыли. 

Кроме того, если бы египтяне оставили в живых Авраама, он мог бы им отомстить. Опозоренный муж страшен в гневе. Избавившись от него, они могли спать спокойно. Нет человека – нет проблемы. По крайней мере, такие предположения могли возникнуть в голове Авраама, когда он и Сара подошли к границе Египта.

5784 (2023 г.)

Добавьте Ваш комментарий

* Обязательно заполнить.
Текст сообщения не должен превышать 5000 знаков