Недельная глава Торы «ВАИШЛАХ» *

Многие комментаторы на протяжении веков видели в двух конфронтациях между
Яаковом и Эйсавом – сначала борьбу с ангелом Эйсава, а затем встречу наяву с самим
Эйсавом – войну на два фронта, которую иудаизм и еврейский народ были вынуждены
вести на протяжении тысячелетий, чтобы просто выжить.

Борьба с ангелом Эйсава, как она описана в этой главе [Торы], представляет духовную и
интеллектуальную борьбу, соревнование идей, верований и споров. Встреча с физическим
Эйсавом, в свою очередь, представляет собой борьбу еврейского народа за то, чтобы
просто выжить в фанатичной, жестокой и близкой к фатальной среде.

Яаков не вышел невредимым ни из одного из этих столкновений. Он покалечен физически
и несколько обеднел материально. «Злой глаз» Эйсава вглядывается в его детей, и Яаков с
облегчением спасается живым, даже если повреждены его тело и финансы, отделяя себя
от Эйсава физически и от его цивилизации и мировоззрения.

Этот сценарий, в основном, соответствует долгому танцу еврейской истории, в котором
евреи все время пытаются выжить в постоянно бросающем им вызов жестоком обществе,
управляемом Эйсавом. Раввины Мидраша обсуждали возможности сосуществования и
даже сотрудничества с Эйсавом.

Хотя эти дебаты не привели к какому-либо постоянному или убедительному выводу,
мнение раввина Шимона бен Йохая о том, что ненависть Эйсава к Яакову совершенно
иррациональна и непримирима, похоже, была рождена [самой] историей, прошлой и
настоящей. Антисемитизм в сегодняшнем, казалось бы, просвещенном мире настолько же
распространен, насколько он пугает. И мы, похоже, бессильны что-либо с этим поделать.
Как это до боли очевидно всем, эта борьба за дальнейшее существование евреев
продолжается и, кажется, не имеет конца. Все зарубежные идеи и современные причуды
западного общества почти единогласно противостоят ценностям Торы и традиционному
образу жизни. Ангел Эйсава время от времени меняет свою программу, но он всегда
противостоит Торе и нравственному поведению.

Он колеблется от крайнего тоталитарного консерватизма до дикого либерализма, но
всегда способен ранить еврейскую психику и тело, независимо от того, какую философию
или культуру он сейчас продвигает. Мы хромаем сегодня от этой атаки на еврейские
ценности, на изучение Торы и на практику [жизни].

Родители-евреи в Америке судят школьные советы за антисемитский настрой, правила и
поведение. И все же они не мечтают послать своих детей в еврейскую школу или дать им
интенсивное еврейское образование. Этот суд является показателем хромоты, нанесенной
нам культурным ангелом Эйсава.

Все согласны с тем, что Европа в настоящее время является для евреев потерянным
континентом. Вопрос, который чаще всего задают сегодня евреи туристическим агентам:
«Могу ли я носить там кипу на улице?» Миллиарды долларов еврейских богатств,
разграбленных во время Второй мировой войны и сразу после нее, до сих пор еще
находятся в руках Эйсава.

И все же, конечно, мы были бы удовлетворены, если бы мир просто оставил нас в покое,
но это, похоже, напрасная надежда. Итак, наша борьба продолжается, но обещание Б-га,
что мы, так или иначе, преодолеем [все препятствия] остается действительным и
истинным. И это является нашей надеждой, что мы и дальше будем продолжать двигаться
вперед как лояльные и стойкие евреи.

Шаббат шалом

Рав Берел Вайн

5784 (2023 г.)

Перевод с английского Йонатан Рапапорт
Источник: https://www.rabbiwein.com/blog/post-2541.html


* Комментарии ХаРава на английском печатаются его общиной ХАНАСИ в Йерушалаиме
https://www.rabbiwein.com/blog

Добавьте Ваш комментарий

* Обязательно заполнить.
Текст сообщения не должен превышать 5000 знаков