Недельная глава Торы «ШМОТ»

Содержание разделa

Кончиной Йосефа завершилась эпоха праотцев. Раздел «Шмот», первый в одноименной второй книге Пятикнижия, начинается с рассказа о закабалении евреев в Египте. Боясь их быстрого количественного роста, фараон велит повитухам убивать новорожденных еврейских мальчиков, но его приказ не выполняется. Тем временем у Йохевед и Амрама из колена Леви рождается Моше, – будущий предводитель, законоучитель и величайший пророк Израиля. Стремясь спасти младенца от неминуемой гибели, мать кладет его в просмоленную корзину и пускает по течению Нила. Ребенка находит дочь фараона. Она усыновляет его и по предложению Мирьям, сестры Моше, берет в кормилицы мать ребенка Йохевед. Проходят годы. Однажды молодой египетский принц Моше становится свидетелем того, как египтянин жестоко бьет еврея. Моше убивает египтянина и, спасаясь от возмездия, бежит в страну Мидьян. Там он выручает из беды дочерей местного священника Итро и женится на одной из них – Ципоре. У горящего, но не сгорающего куста, Б-г открывается Моше и поручает ему вывести евреев из Египта в Эрец-Исраэль. Моше возражает: евреи не поверят, что он посланник Всевышнего. Тогда Б-г укрепляет репутацию пророка сверхъестественными знамениями. Моше жалуется на свой речевой дефект, и Б-г назначает брата Моше Аарона его помощником. Братья встречаются в Египте и вместе идут к фараону, чтобы от имени Б-га потребовать: «Отпусти народ мой!» Фараон категорически отказывается выполнить ультиматум, отвергает Б-га и усиливает эксплуатацию еврейских рабов. Те обвиняют Моше в безответственном поведении, но Б-г заверяет пророка, что все идет по намеченному плану: процесс освобождения только начинается.


Три вопроса

«Иди, собери старейшин Израиля и скажи им: Б-г отцов ваших открылся Мне…чтобы передать вам: «Вспомнил Я вас (пакод пакадети) и увидел то, что делают с вами в Египте» (3:16).

«И поверил народ, и понял, что вспомнил (пакад) Б-г о сынах Израиля…» (4:31). 

Верующие люди твердо знают, что в мире нет ничего случайного: каждое событие имеет свою причину, и все, что ни делает Б-г, – к лучшему. Исходя из этих двух фундаментальных концепций, уместно задать три вопроса, относящихся к биографии Моше-рабейну. 

Почему Моше так рано покинул родительский дом? Почему он оказался в царском дворце, под опекой фараона, главного злодея той эпохи? И, наконец, почему Моше еще в младенческом возрасте чуть не утонул в реке, но был спасен?

Чтобы ответить на первый вопрос, обратимся к мидрашу, в котором рассказывается, как Йосеф сообщил старейшинам Израиля пароль, с которым к ним явится спаситель, чтобы вывести еврейский народ из египетского рабства. Этим паролем будут слова: «Пакод ифкод», «вспомнил Он». 

Странно, ведь если старейшины заранее знали эти слова, каждый из них мог выдать себя за спасителя. Кто же поверит в такой отнюдь не секретный пароль? Всевышний мастерски решил эту, на первый взгляд, сложную драматургическую задачу. Он сделал так, что настоящий спаситель покинул родительский дом еще в младенчестве. Через восемьдесят лет, когда Моше пришел из пустыни и объявил себя спасителем, произнеся слова «пакод ифкод», никто не мог обвинить его в обмане, в том, что он злоупотребил знанием традиции. 

Теперь ответим на второй вопрос: Почему Моше оказался в царском дворце под опекой злодея фараона? Для успеха в предстоящей борьбе за Исход Моше должен был хорошо изучить своего противника. Статус приемного сына египетского правителя и наследного принца раскрыл перед ним все тайные пружины власти, ее сильные и слабые стороны и заодно помог будущему руководителю еврейского народа набраться знаний и опыта в искусстве управления большими массами людей. 

Кроме того, Моше подтвердил свои выдающиеся нравственные качества: ведь он сумел остаться праведником, несмотря на отрыв от духовной среды родительского дома и пагубное воспитание своего приемного «отца» и «учителя». К тому же, развращающая близость к власти не помешала Моше остаться «скромнейшим из всех людей, что на земле» (Бамидбар, 12:3). 

На третий вопрос о реке можно дать три разных ответа. Во-первых, вполне возможно, что Б-г просто хотел выделить Моше с помощью чуда. Ведь других младенцев топили в Ниле, и они погибали; лишь Моше вышел живым из воды. 

Во-вторых, благодаря эпизоду с Моше прекратилось истребление детей. Как только трехмесячный пророк оказался в воде, египетские астрологи, неправильно истолковав открывшуюся им картину, донесли фараону, что спаситель евреев утонул, и тот отменил свое людоедское постановление. Рабейну Бахья говорит, что именно этого добивалась мать Моше Йохевед, когда, вопреки своей материнской любви и обычной логике, отправила новорожденного сына в смертельно опасное плавание в просмоленной корзине. В результате, будущий Моше-рабейну впервые, хотя еще и неосознанно, спас тысячи евреев от верной гибели, сделав серьезную заявку на высокое звание Спасителя, которое он со временем не раз блестяще подтверждал. 

И, наконец, в-третьих, Моше оказался в реке 7 числа месяца сиван, ровно через три месяца после своего появления на свет (традиция утверждает, что он родился и умер в один день: 7 адара). Эта дата стала предвестницей величайшего события, происшедшего ровно через 80 лет: 6 сивана Моше взошел на гору Синай, чтобы целиком окунуться в живительные воды Торы. В тот день был заключен вечный союз между еврейским народом и Творцом вселенной. 

Вера в пресс-релиз

«Когда вырос Моше и вышел к братьям своим…» (2:11).

У одного известного голливудского ковбоя было совсем нековбойское происхождение. Его «открыли» в Детройте, в магазине мужской одежды, где он работал помощником продавца. Однако находчивые ребята из рекламного отдела киностудии «Уоррен бразерз» быстро состряпали восходящей звезде нужную биографию. В выпущенном пресс-релизе сообщалось, что его «открыли» на почтовой станции в дальнем ковбойском городке, затерявшемся на необъятных просторах штата Аризона. 

Однажды, находясь в зените славы, голливудский ковбой приехал в «родной городок». Дорогому и очень популярному гостю устроили, как водится, торжественный проезд по широким пыльным улицам. Млевшие от восторга девушки осыпали кино-небожителя серпантином и конфетами.

Герой сидел, небрежно развалившись, на заднем диване своего открытого лимузина, и когда впереди показалось здание почтовой станции, он повернулся к сидевшему рядом пресс-агенту, тому самому, который сочинил ему звездную биографию, и шепнул, не моргнув глазом: «Вон там, на этой станции мне впервые предложили сняться на пробу…».

Слава – опасная вещь. Оказавшись в ее сладких объятиях, очень многие начинают верить в собственный пресс-релиз. 

Комментируя слова «когда вырос Моше», мидраш уточняет: он рос «не так, как принято в мире». Многие знаменитости забывают о своих корнях, о своем прошлом. Они отворачиваются от земляков, не желают помогать им в трудную минуту. 

Другое дело – Моше. Ему сказочно повезло. Он родился в семье рабов, чуть не утонул в реке, но был взят на воспитание во дворец фараона; катался, как сыр в египетском масле. Однако страдания еврейского народа не давали ему покоя. Он «вышел к братьям своим», чтобы узнать об их бедах и вызволить их из рабского заточения, даже с риском для собственной жизни. Ему не требовался пресс-релиз…

5784 (2024 г.)

Добавьте Ваш комментарий

* Обязательно заполнить.
Текст сообщения не должен превышать 5000 знаков